Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 53 
Next page End  

фоне импульса к самосохранению. Всеобъемлющая наука медицины и врачебное искусство воз-
никли благодаря отношению к этому импульсу. И легко можно убедиться в том, что он не ограни-
чивается только соматикой, а представляет собой некую динамическую черту человеческой сущ-
ности и ее существования. 
а) Импульс к самосохранению
Эта черта обнаруживает прямо-таки метафизический смысл. Интерпретация импульса должна
охватывать и этот смысл. В основе импульса к самосохранению скрыто некое фундаментальное
содержание и некая фундаментальная ценность. Эти содержание и ценность есть самосуществова-
ние, импульс к самосохранению как бы вынуждает существовать, являясь субъективной необходи-
мостью существования, которая вписана в динамическую структуру человека. Ей служат все сома-
тические динамизмы, гарантирующие вегетацию, в данном случае ей служит чувство эмоциональ-
ного давления, которое включается тогда, когда эта вегетация и вместе с ней физическое существо-
вание человека (“существование в теле”) находится под угрозой. Но это чувство совпадает с духов-
ным утверждением (имеется в виду рассудочное утверждение) существования, с сознанием того,
что это хорошо – существовать и жить, и плохо потерять свое существование и свою жизнь, при-
чем это духовное или рассудочное утверждение существования и жизни указывает на особую и
фундаментальную ценность самого существования. На основании этой ценности импульс к само-
сохранению в человеке принимает форму осознанной позиции и одновременно основополагаю-
щего стремления, цель которого – сама фундаментальная ценность. Ведь известно, что как раз в
пределах своего мышления человек может перечеркнуть ценность собственного существования,
может превратить утверждение в отрицание. Таким образом, импульс к самосохранению не абсо-
лютно господствует в личности. И несмотря на это, в случае с теми людьми, которые кончают
жизнь самоубийством, всегда возникает вопрос: идет ли речь о том, что они уже вообще не хотят
жить, или же только о том, что они не хотят жить именно таким образом, который кажется им не-
выносимым? 
б) Сексуальный импульс к продолжению рода
Если мы понаблюдаем за импульсом к самосохранению, то обнаружится, что этот импульс в
человеке нельзя свести к одной только соматике, обнаружится, насколько сильны психический
рефлекс и участие сознания в формировании тех процессов, которые исходят от человека. То же
самое – и даже в большей степени – можно сказать о сексуальном, или половом, импульсе. Поло-
вое различие, основывающееся на разделении человека на мужские и женские индивидуумы, вы-
ражается в соматике, но глубоко затрагивает и психику со свойственной ей структурой чувств, или
эмотивностью (Emotivitaet), проникая даже в духовность человека. Как естественное стремление к
сохранению собственного бытия опирается на импульс к самосохранению, так на половой им-
пульс опирается стремление быть вместе с другим человеком на основании глубокого сходства и
вместе с тем глубокого различия, происходящего из особенности пола. 
Сексуальный импульс в своей целостной динамике и целенаправленности становится источни-
ком продолжения жизни. Поэтому он одновременно и импульс к размножению, которому человек
обязан сохранением своего рода в потомстве. Эта черта размножения, предшествующего творе-
нию (Procreation), наиболее четко проглядывается в соматической плоскости импульсного дина-
мизма. Сам динамизм проявляется в виде определенно настроенного протекания телесных реак-
ций, которые в некоторой степени спонтанно “происходят” в человеке. И однако, при всем сомати-
ческом своеобразии и при всей спонтанности, эти реакции постигаемы сознанием, поскольку че-
ловек как личность может управлять ими. А управление базируется на использовании сексуально-
го импульсного динамизма в отношении его своеобразной целенаправленности. И основанием для
этого являются не только соматические реакции, но и особое психическое давление эмоциональ-
ного рода. 
Из приведенных выше наблюдений видно, что проблематика импульсов (здесь мы ограничи-
лись только двумя) не совсем соматическая, хотя как импульс к самосохранению, так и сексуаль-
ный импульс своими корнями закреплены глубоко в теле и его естественном реагировании. Чем
объясняется знание импульсов личности – субъективной силой соматических реакций, которые
высвобождаются благодаря этой силе, или же объективной ценностью цели, на которую (ценность)
ориентирован человек в своих реакциях? Учитывая рациональный характер человеческой лично-
сти, при ответе на этот вопрос нужно, пожалуй, придерживаться второго варианта. В наших рассу-
ждениях проблематика импульсов оценивается прежде всего исходя из перспективы субъективного
телесного реагирования, в котором четко проявляются как импульс к самосохранению, так и сек-
суальный импульс. С этой стороны интеграция импульсов в действиях человека образует особый
элемент общей проблематики, как она представлена интеграцией естественного телесного дина-
Hosted by uCoz