Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 53 
Next page End  

вать людей в этом отношении, имел своей целью именно более точное определение психической
целостности человека как основания интеграции личности в действии. 
Характеристика психики: эмотивность
Теперь необходимо дать всеобщую и в то же время основополагающую характеристику психи-
ческого динамизма с учетом связи, которая наблюдается между ним и соматикой, а также прису-
щим ей динамизмом. Если мы характеризуем динамизм таким образом, то тем самым мы характе-
ризуем и психическую потенциальность человека, так как она является источником этого дина-
мизма. В предыдущей главе мы проделали то же самое в отношении соматики, установив, что
свойственный ей динамизм имеет реагирующий характер. Это способность тела к реакциям, кото-
рые в телесном измерении человека определяют его вегетативную витальность во внутреннем ми-
ре, а также его направленную во внешний мир видимую подвижность. 
Аналогично мы попытаемся охарактеризовать психический динамизм и вместе с ним, опосре-
дованно, психическую потенциальность человека, указав на эмотивность (Emotivitaet) как на отли-
чительный признак этого динамизма и этой потенциальности. Термин и выражение “эмотивность”
не употребляется в разговорном языке, хотя используется в науке, особенно в форме прилагатель-
ного “эмотивный”. “Эмотивность” связана с широко используемым существительным “эмоция”,
подобно тому, как связаны “реагирование” и “реакция”. Связь эмотивности и эмоции имеет оп-
равдание, хотя в нашем языке выражение “эмоция” служит для обозначения некоторой группы
явлений психической эмотивности. Для эмотивности характерно то, что она некоторым образом
зависит от тела, от соматики, отчасти обусловлена ими, но все же она не принадлежит телу, являясь
чем-то отличным от тела и его соматического динамизма. Так что уже сейчас, не предвосхищая
того, что будет сказано в дальнейшем о человеческой эмотивности, нужно констатировать, что
эмоция и эмотивность по сути не сводимы к реакции и реагированию. Эмоция не есть соматиче-
ская реакция, она представляет собой психический факт, который существенно и качественно от-
личается от реакции самого тела. 
Вышеприведенное этимологическое рассуждение, указав на фундаментальную особенность
того, что такое “эмоциональное” в его отличии от “реагирующего”, одновременно подчеркивает
глубокую связь между обеими сферами в человеке. Психика обусловлена соматикой. Эмотив-
ность, являющаяся отличительной чертой психического динамизма человека, обусловлена реаги-
рованием, которое характеризует собой соматический динамизм человека. Здесь мы приступаем к
рассмотрению главного предмета дискуссий в сфере антропологии и психологии как в античности,
так и в наше время. Связь психики и соматики в динамическом аспекте – вот отличительный при-
знак практически всех рассуждений о темпераменте. Очень часто говорят и о психических реакци-
ях – так глубоко укоренилась эмотивность в реагировании и так глубоко она им обусловлена. И
ведь говорят не только о психических реакциях; если говорят: “Человек отреагировал”, –
то при
этом думают не только о соматическом реагировании, но и об определенном нечто, которое про-
является в действии и которое содержит осознанный ответ на определенную оценку, потому что и
этот ответ как характерное для воли решение или выбор имеет что-то от соматического реагирова-
ния. Человек представляет собой такое комплексное единство, на почве которого интеграция дей-
ствия в личности всегда в некоторой степени содержит все элементы психосоматической ком-
плексности. Поэтому выражения типа “человек отреагировал таким-то и таким-то образом” оправ-
данны, хотя они, по-видимому, особенно подчеркивают один из элементов этой комплексности. 
Какая связь существует между эмотивностью и осознанным ответом воли? Общая картина ин-
теграции личности в действии всегда должна учитывать факт дополнительности: интеграция допол-
няет трансцендентность, которая реализуется посредством самоопределения и воздействующей
силы. В этой плоскости человеческое действие является осознанным ответом на ценность с помо-
щью решения или выбора. Однако этот ответ всегда в какой-то степени пользуется динамизмом
соматики или психики. Интеграция личности в действии обозначает совершенно конкретное и вся-
кий рая неповторимое слияние соматического реагирования и психической эмотивности в единст-
во действия: в единство с трансцендентностью личности, которая выражается в воздействующем
самоопределении и в то же время является осознанным ответом на ценности. Этот осознанный
ответ на ценности присутствует в человеческом действии посредством в каждом случае особой
интеграции соматики в субъекте личности, что мы постарались показать в предыдущей главе, осо-
бенно когда говорили о синтезе действия и движения. Но осознанный ответ на ценности содержит-
ся в человеческом действии также благодаря и интеграции всей психической эмотивности челове-
ка. 
При этом эмотивность обозначает совершенно особое ощущение ценности. Мы не собираемся
так сразу анализировать его, а наметим лишь общие контуры, чтобы обозначилось собственное
Hosted by uCoz