Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 53 
Next page End  

знания. Разум обозначает стоящую над чувствами, над эмотивной спонтанностью человека силу и
способность подчиняться истине о добром в решении и выборе. 
Однако собственный смысл этой силы никоим образом не заключается в том, что она перечер-
кивает спонтанно пережитые ценности, даже если эта сила требует определенной дистанции к
спонтанно пережитым ценностям (речь идет о некоторого рода “дистанции истины”). Также мало
эта сила заключается и в том, что во имя “чистой трансцендентности” она отвергает эти ценности,
чего, по-видимому, требовали стоики и Кант. Аутентичное подчинение истине как принцип реше-
ния и выбора свободной человеческой воли, скорее, требует в сфере эмоций особой связи транс-
цендентности и интеграции. Мы уже констатировали, что и то и другое является дополнительными
аспектами, которыми объясняется комплексность человеческого действия. Особенно в сфере че-
ловеческой эмотивности оказывается необычайно важным, что речь идет об объяснении ком-
плексности, а не об упрощающем сведении. 
Проделанный анализ достаточно осветил ту напряженность, которая наблюдается между спон-
танным динамизмом эмоций и воздействующей силой личности. Под конец нам стало ясно, какое
значение имеет эта напряженность на почве соотношения ценностей, которое существует между
чувством и понимающим отношением к истине. Настоящая интеграция в этой сфере предполагает
некоторое использование разума, а также предполагает отношение к объектам действия по прин-
ципу истины о добром, которое представляют собой эти объекты. Под таким углом зрения необхо-
димо также рассмотреть интегрирующую функцию добродетели или умения. 
Напряженность между воздействующей силой личности и эмотивностью объясняется тем, что
динамика эмоций несет с собой направленность на некоторые ценности. Эта направленность носит
характер притягательной или отталкивающей силы- и только в первом случае можно говорить о
направленности на что-либо, во втором случае правильным будет противоположное. Эмотивная
направленность “на” что-либо обнаруживает определенную ценность, тогда как отталкивающая
сила, направленная “от” чего-либо, указывает на антиценность, на нечто злое. Так эмотивный ди-
намизм несет с собой спонтанную ориентацию, вводит в человека четкую, основанную на проти-
вопоставлении добра и зла систему, что подчеркивает Фома Аквинский в своей классификации
чувств. То, что человек эмотивно приводит себя в динамическое состояние и обращается к добру,
отворачиваясь от зла, – это не столько функция чувств или состояние взволнованности, сколько
глубочайшее основание человеческой природы, потому что эмоции в этой сфере следуют при-
родной ориентации, которая, как мы уже установили, выражается в импульсах. Конечно, на их
почве чувства в определенной сфере будут расщепляться между притягательной и отталкивающей
силами. Но прежде всего речь идет о характерном для человеческой природе стремлении к добру, а
не ко злу. Причем, проявляющаяся здесь притягательная и отталкивающая силы не сразу должны
быть определены в отношении предмета. Более подробное определение притягательной и отталки-
вающей сил есть задача и функция личности, то есть дело рассудка, который в процессе познания
формирует отношение человека к истине, в данном случае – отношение к истине о добре и зле. 
И здесь отдельные чувства несут с собой особое спонтанное отношение эмоционального и
эмотивного характера. Вместе с чувством возникает воплощение или осуществление ценности или
антиценности. Так образуется более или менее четкий психический факт: под четкостью мы пони-
маем в том числе и силу переживания в сознании. Например, чувство любви, радости или сильного
желания притягательно ориентировано на добро, тогда как чувство ужаса, отвращения или – в дру-
гом смысле – чувство скорби ориентировано отталкивающе. Фома Аквинский справедливо обра-
щает внимание еще на одну специфическую черту чувств и состояний взволнованности, в которых
заметен элемент возбудимости; особенно характерным примером таких чувств является гнев –
фундаментальная отталкивающая эмоция, имеющая совершенно особое значение. И уже по-
другому эта специфика проявляется в эмоциональном переживании мужества. Мы уже упомина-
ли двоякую специфику человеческих эмоций, в которых доминирует то страстность, то возбуди-
мость. Но какая часть доминирует в эмоциональном переживании, притягательная или отталки-
вающая, – этот вопрос оказывается особенно существенным, если речь идет о том, что психиче-
ская субъективность человека ориентирована на добро, а не на зло. Именно на основании этой
ориентации, которая своими корнями уходит глубоко в стремление самой природы, развивается
напряженность между спонтанной эмотивностью этой природы и воздействующей силой личности
или самоопределения. 
Структура самопринадлежности и самообладания личности осуществляется на основании раз-
личных способностей и умений. Эти способности или умения по своей сути направлены на то,
чтобы подчинить спонтанную эмотивность субъективного “я” самоопределению этого “я”. Таким
образом, они направлены на подчинение субъективности трансцендентной воздействующей силе
Hosted by uCoz