Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 53 
Next page End  

5.
Theunissen M. Der Andere. Zur Sozialontologie der Gegenwart. Berlin, 1965. 
Примечания автора и редактора:
1
Ср. Odo Marquard, 1990, 23.
2
Max Scheler. Antropologie als metaphysische Fundamentaldisziplin // Schriften zur Antropologie/
Stuttgart, 1994, 27.
3
Ср. Max Scheler. Die Stellung des Menschen in Kosmos // Schriften zur Antropologie, 126, ff.
4
Ср., напр. W.Keller. Philosophische Anthropologie-Psychologie-Transzendenz // Gadamer. H.-G.
Neve Antrhropologie Band 6 (Philosophische Antropologie, Erster Teil). Stattgart, 1975/ 3-42.
5
Ср. особенно работы Пиаже. В качестве введения к его произведениям можно указать на ра-
боту: Reto Luzius Fetz. Struktur und Genese. Jean Peagets Transformation der Philosophie. Bern –
Stuttgart, 1988.
6
Приведенную здесь связующую линию нужно абстрагировать от всяких дифференциаций, как
этого требует беглый обзор. Подробнее об этом см.: Charles Taylor. Sources of the Self. The Making
of the Modern Identity, Harvard University Press, 1994. Немецкое
издание. Quellen des Selbst. Die
Entstebung der neureitlichen Identitaet/ Frankfurt 1994.
7
Ср. о Фрейде: Paul Kkicoeur. De l'Interpretation / Essay sur Freud. Paris, 1965.
8
W. Keller, 1975, 209.
9
W. Keller, 209.
10
Diogen-Laertios. Leben und Meinungen Beruehmter Philosophen. Hamburg, 1968, III, 84. В рус-
ском переводе см.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. –
М., 1979. Кн. III, разд. 84. С. 174.
10а
«Ангажированными» в данном контексте – обязывающими того, кто ими занимается, соот-
ветствовать образу человека, который утверждается данной дисциплиной как образец, этический
идеал (прим. редакт.).
10б
Правильная этика в данном контексте – исторический прообраз деонтологической этики, ус-
танавливающей различие между должным и сущим и содержащей предписания долженствования,
в ее отличии от дескриптивной этики, исследующей (наблюдающей и описывающей) социальные
механизмы морали в обществах различного типа (прим. ред.)
11
Ср.: Thomas v. Aquin. Kommentar zur Nikomachishen Ethik, In Eth. 1,3. ¹40.
11а
То есть, согласно Аристотелю, достичь не этической добродетели как опытно найденной в
поведении середины между пороками, а дианоэтической добродетели, интеллектуальной. Условия
ее достижения – «правильная организация» (логическая, методическая) деятельности теоретиче-
ского разума. Цель последнего может быть как теоретической – нахождение истины ради нее са-
мой, так и практической – установление норм поведения, что, собственно, и делает возможным
самоизменение на рациональной основе (прим. ред.)
11б
Здесь имеются в виду аутореференциальные, самоотнесенные высказывания типа: «Я ут-
верждаю, что я...» (прим. ред.)
11в
Под диспозициями действия и воли здесь имеется в виду их взаимосоотнесенность, которая
только и позволяет мне как субъекту действия рассматривать мои поступки как «мои», то есть как
имеющие имманентное личности, внутреннее основание – волевую предрасположенность, склон-
ность «я» к действиям (прим. ред.)
12
Max Scheler. Mensch und Geschichte // Philosophische Weltanschauung. Muenchen, 1954, 62.
13
Согласно феноменологическому воззрению, такое положение, исходящее из опыта, включает
в себя то, что можно было бы обозначить как взгляд на существенное. Созерцание – это не только
чувственное восприятие определенной, отдельной вещи, вещи здесь-и-сейчас. Существует созер-
цание того, чем является вещь согласно своему собственному бытию и чем она является по своей
общей сути. Акт, которым постигается суть, есть акт духовный, который Гуссерль назвал интуици-
ей. Она кроется в каждом отдельном опыте как неизбежный фактор – мы не могли бы говорить о
людях, животных, растениях, если всем этим, воспринимаемым нами здесь и сейчас, мы не охваты-
вали бы всеобщее, которые мы обозначаем общим именем, но интуиция может отделиться от
опыта и осуществиться в собственных целях. Этого краткого замечания как первого признака фе-
номенологического метода пока достаточно. Применяя этот метод, мы ближе познакомимся с
ним.
14
Цит. по: Kamlah. Philosophische Antropologie. 1972, 38.
Hosted by uCoz