Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 53 
Next page End  

Примечания автора и редактора:
1
Это отличие особенно упоминает Ханна Арендт, ученица М. Хайдеггера, в своей книге Vita
activa. Muenchen, 1981.
2
Никомахова этика 1094 а I и далее. О целенаправленности практики ср. также: Политика I.I, 1952
a3; de caelo, 292 в 1 и далее.
3
Под впечатлением работ Галилея и особенно Ньютона возникло представление, что всякое со-
лидное знание должно строиться more geometrio, по методу математики и образцу Евклидовой гео-
метрии. Правда, поначалу не знали точно, как же этика может выглядеть a la математика, и в дейст-
вительности первую продуманную, но в то же время изрядно неуклюжую попытку построения
аксиоматической этики мы обнаруживаем только в XVIII веке, у Христиана Вольфа, одного из са-
мых содержательных, и одновременно наивно рационалистических просветителей, который в 1738
году опубликовал этику modo scientifico pertraktata (лат. – только научное исследование – прим.
перев.). Уже Декарт в 1637 году высказал мнение о том, что этические высказывания, как и матема-
тические, должны строиться на аксиомах, так что с осуществлением этой цели в нашем распоряже-
нии была бы только morale per provision, временная этика, которая, как добавляет ученик Декарта
Мальбранш, необходима non parce qu'elle satisfact l'esprit mais que le besoin presse (фр. – не потому,
что она удовлетворяет разуму, а потому, что ее вынуждает необходимость – прим. перев.). Поко-
лением позднее, у Локка, который даже за физикой не хотел признавать право на достоверность,
мы находим, что утверждения в морали и политике могли бы выглядеть так же, как и в математике,
и даже могла бы иметь такую же достоверность, как as that a triangle has three angles equal to two
right ones (англ. – сумма углов треугольника равна двум прямым углам – прим. перев.). (Утвер-
ждение автора данной работы, что «первую продуманную <...> попытку построения аксиоматиче-
ской этики мы обнаруживаем только в XVIII веке у Христиана Вольфа» (см. пред. стр.), весьма
спорно. В русскоязычной традиции как «создатель геометрического метода в философии» рас-
сматривается философ XVII века Бенедикт Спиноза. Под этим названием (геометрический метод в
философии) в философии Нового времени подразумевалось использование заимствованного из
античной геометрии аксиоматического метода для обоснования и изложения философских кон-
цепций и учений (См., напр.: Философский словарь. – М., 1991. С. 428). Впервые аксиоматический
метод практически использовал именно Спиноза для построения своего главного труда «Этика»
(«Ethica more geometrico demonstrara», 1977). В данной работе Спиноза по образцу геометрии Евк-
лида изложил свою систему, начиная с установления необходимых для этого определений и аксиом
и кончая доказательством вытекающих из них теорем. Вся работа в целом построена по образцу
геометрического трактата: каждая часть (всего их V) состоит из теорем, лемм, коллариев (выводов)
и схолий (пояснений). В основе подобного рода применения геометрического метода в философии
лежало механистическое представление о мире как грандиозной машине, подчиняющейся законам
механики и геометрии, то есть такой закономерной системе, которая может быть познана геомет-
рическим методом. – Прим. ред.
Примечания автора и редактора:
1
Ср. Диалог Платона Протагор, 321 с.
2
Аристотель. Метафизика, книга а.
3
Мы радуемся когнитивному как таковому, говорит Аристотель, прежде всего – восприятию и
особенно зрению, и чем выше когнитивная ступень, тем она ценнее. Ср. Protreptikos, фрагмент 7.
5
Jonathan Bennet в своей книге Rationality/ An Essay towords an Analysis. London, 1964 иссле-
дует вопрос о том, каковы эмпирические показатели, позволяющие называть живое существо ра-
циональным. В своих рассуждениях относительно различия между тем, что он называет умом жи-
вотных и рациональностью, Беннет приходит к выводам, которые лежат абсолютно в той же плос-
кости, что и дифференциация Аристотеля.
6
Max Scheler. Die Stellung des Menschen in Kosmos.
7
Arnold Gehlen. Der Mensch/ Seine Natur and Stellung in der Welt. Frankfurt, 1966.
8
Helmuth Plesner. Die Stufen des Organischen und der Mensch. Berlin, 1965, 309ff.
9
Ср., например: «То, что делает человека «человеком», не является новой ступенью жизни».
10
Ср. с. 361: «Абсолютная рефлективность недоступна одушевленному телу на животном уров-
не. Правда, его бытие, его жизнь из центра образует позицию его существования, но эта жизнь не
соотнесена с человеком, не дана ему. Таким образом, здесь существует возможность реализации.
Тезис выражается в том, что эта возможность остается у человека. Какие условия должны быть
выполнены для того, чтобы живому существу был дан центр его позициональности, в котором это
существо живет, в силу которого переживает и действует? Очевидно, главным условием является
Hosted by uCoz