Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 53 
Next page End  

то, чтобы центр позициональности, на дистанцировании к собственному телу которого покоится
возможность всякой данности, сохранял дистанцию и по отношению к самому себе».
Ср. также с. 364: «Человек как одушевленная вещь, поставленная в центр своего существования,
знает этот центр, переживает его и поэтому выходит за его границы. Он переживает связь в абсо-
лютном здесь-и-сейчас, тотальную конвергенцию окружающей среды и собственного тела против
центра своей позиции, и поэтому он уже не связан такой конвергенцией. Он переживает непосред-
ственное возникновение своих действий, импульсивность порывов и движений, радикальное нача-
ло своего бытия, положение между действием и действием, выбор, равно как и охваченность аф-
фектами и импульсами; он осознает себя свободным и, несмотря на эту свободу, закованным в
существование, которое препятствует человеку и с которым он должен бороться. Если жизнь жи-
вотного центрична, то жизнь человека, не способного вырваться из этого центра, является эксцен-
трической (exzentrisch).
Ср. также с. 383 и далее: «Как эксцентрически организованное существо, человек должен преж-
де сделать себя тем, чем он уже является. Только так он может выполнить навязанную ему вместе с
его витальной формой задачу бытия – не просто пребывать в центре своей позициональности, как
это делает животное, которое живет, исходя из этого центра, и все соотносит с ним, но находиться в
этом центре и тем самым знать о том, что он поставлен. Этот способ бытия в собственной «постав-
ленности» (Gestellheit) возможен лишь как осуществление (Vollzug), отталкивающееся от центра
«поставленности». А такой способ бытия возможен лишь как реализация: человек живет только
тогда, когда он осуществляет свою жизнь».
11
О дискуссии по антропологии Гелена ср.: Max Mueller. Philosophische Antropologie. Freiburg /
Muenchen, 1974, 10ff.
11а
Под «эксцентрической позициональностью» (excentrum – отклоняющийся от центра (лат.))
имеется в виду описанная в работах Х. Плеснера предрасположенность, склонность человека к вы-
ходу за рамки непосредственного существования, за пределы реально данного, его стремление к
трансцендентным ориентирам самоизменения. Стремясь к бесконечному самоизменению, чело-
век всегда пребывает «вне места» и в «ничто», то есть является существом, утратившим самость и
«приговоренном» к вечному поиску себя и самоусовершенствованию. Своего рода «медиумом»
(посредником) в этом поиске себя, выражающим человека, является его тело, поведение и прису-
щие ему средства выразительности, которые и создают возможность эксцентрических реакций че-
ловека на среду и изменения собственного бытия. В эксцентрических реакциях сливаются духовная
и физическая сферы человеческого существования: физический автоматизм сочетается с созна-
тельной реакцией личности. Эксцентричность, по Плеснеру, универсальна, так как она пронизыва-
ет и эмоционально-непосредственные и интеллектуально-нравственные акты (прим. ред.).
12
Ряд имен и примеров приводят John C. Eccles и Hans Zeier в книге: Gehirn und Geist/
Biologische Erkenntnisse ueber Vorgeschichte, Wesen und Zukunft des Menschen. Muenchen, 1980.
13
Сразу же после Конрада Ленца такая модель была предложена Gerhard Vollmer в его работе
Evolutionaere Erkenntnistheorie/ Angeborene Erkenntnisstrukturen im Kontext von Biologie,
Psychologie, Linguistik, Philosophie und Wissenschaftstheorie. Stuttgart, 1975.
14
Ср. Lawrence S. Kubie. The fundamental nature of the Distinction between Normality and Neurosis
// The Psychoanalytic, Quarterly 23, 1954, 167-204.
15
Этот взгляд не является абсолютно новым, он выражался в средневековом определении лич-
ности, как sui juris (лат. «собственного права», термин римского права, означающий полноту граж-
данских прав – прим. ред.). Человек, как утверждала и античная философия, свободен в той степе-
ни, насколько он обладает собой и в этом отношении к самому себе он представляет собой доста-
точное основание для своего бытия и поведения в любом аспекте. Эта свобода в смысле абсолют-
ного самообладания, самопринадлежности без остатка (bei-sich-sein) и полное самоудовлетворе-
ние называлось в греческой философии autarkei'a (греч. – атаркия; самоудовлетворение, внутрен-
няя самодостаточность, автономность, независимость – прим. ред.) Греческому понятию autarkei'a
как абсолютного господства над самим собой соответствует латинское «libertas» как dominium
actus sui (лат. – свобода, как господство над своим стремлением –
прим. перев.). Ср. Thomas,
Aquin, Summa theologiae Ia 29, 2 (III 47f).
16
В VII книге «Никомаховой этики» Аристотель разработал собственную теорию желаемого.
Примечания автора и редактора:
1
Под соматической потенциальностью человека имеется в виду наличие скрытых телесных
возможностей, сил, ресурсов, могущих проявиться при известных условиях, и, прежде всего, – еще
не проявленных многообразных способностей телесного реагирования на раздражитель (прим.
ред.).
Hosted by uCoz