Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 120 
Next page End  

психической жизни связано с видимым поведением, с поиском или отказом от него. Механизмы,
блокирующие внешнее проявление поведения, появились лишь на весьма поздних этапах развития. Это
обстоятельство позволяет рассматривать психосоматические соотношения в рамках научной парадигмы,
позволяет понять, что все регистрируемые вегетативные, эндокринные, гуморальные и прочие
корреляты психических переживаний - это производные от явных или скрытых тенденций поведения,
обусловленных этими переживаниями. Поведение и его корреляты, в свою очередь, благодаря всей
системе интерорецепторов, способны воздействовать на тонкие биохимические механизмы мозга и тем
самым участвовать в организации самой психической жизни.
Психонейроиммунология открывает новые конкретные пути решения этой старой
фундаментальной проблемы - проблемы соотношения психики, поведения и организма.
Самовосприятие и поисковое поведение
Художник умолкает в первый раз,
Когда, не одолев душевной лени,
Он обесценит золотой запас
Не впечатлений - жажды впечатлений.
Пусть равнодушие продлится час -
И в тайниках таланта станет пусто.
Художник умолкает в первый раз.
Раз навсегда.
Таков закон искусства.
Если в предыдущей главе мы обсудили вопрос о поисковом поведении как о гарантии
психического здоровья, то темой этой главы являются психологические предпосылки поискового
поведения. Однако целесообразнее начать с рассмотрения психологических предпосылок
противоположного состояния - отказа от поиска, потому что это состояние гораздо легче воспроизвести
в эксперименте. Определенный тип отказа от поиска получил название обученной беспомощности. Это
важный и интересный феномен, активно изучаемый в последнее время. Первоначально феномен
обученной беспомощности был получен М. Селигманом и его коллегами в экспериментах над
животными. В них было показано, что животные, долгое время подвергавшиеся неустранимому
наказанию, обучаются бесполезности своих усилий, т.е. у них вырабатывается обученная
беспомощность. По мнению М. Селигмана, это происходит потому, что животное обнаруживает
полную независимость между своим поведением, направленным на изменение ситуации, и
последствиями этого поведения - что бы ни предпринималось, все оказывается безрезультатным. Эти
эксперименты продемонстрировали, что скорость научения беспомощности у животных различна, а в
некоторых случаях она не вырабатывается. Гипотеза, объясняющая устойчивость к выработке этого
состояния зависимостью от предшествующего опыта, была доказана экспериментом, в котором в
предварительной серии успех и неудача в достижении цели проявлялись примерно с одинаковой
вероятностью, т.е. неудача не оценивалась как фатальная и неизбежная. Животные, прошедшие эту
серию, были более устойчивы к выработке обученной беспомощности, чем не проходившие ее.
Первые исследования были проведены на животных. Их помещали в клетку, через пол которой
пропускали электрический ток, систематически, но с неравными промежутками времени. Таким
образом, животное никогда не могло чувствовать себя в безопасности. Вначале после каждого удара
током оно металось по камере в поисках спасения. Потом, как бы убедившись, что спасения нет и все
усилия бесполезны, животное замирало, забивалось в угол камеры и с покорной безнадежностью
ожидало следующего наказания. Это был типичный отказ от поиска, и животное расплачивалось за это
своим здоровьем: у него выпадала шерсть (а остатки ее становились дыбом), появились желудочно-
кишечные расстройства и язвы желудка, снижался аппетит, повышалось артериальное давление. Но
обученной беспомощностью этот феномен был назван потому, что в этом состоянии животное не могло
воспользоваться возможностями для спасения, даже если они неожиданно появлялись: если в клетку
Hosted by uCoz