Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 120 
Next page End  

формирования активной жизненной позиции. Было проанализировано влияние неправильного
воспитания на тип разрешения жизненных трудностей во взрослом возрасте, в большей мере
определяющийся степенью сформированности поисковой активности. Показана зависимость
формирования неадекватного стиля разрешения конфликтных ситуаций от различного рода искажений
воспитания и влияние их на формирование такой стратегии поведения, которая способствует развитию
различных (в зависимости от стиля воспитания) психогенных заболеваний. Часть из них
рассматривается как следствие развития отказа от поиска. Принимая во внимание то обстоятельство,
что в период дошкольного детства взрослый по- прежнему является центральной фигурой в социальной
ситуации развития ребенка, именно искажение процесса воспитания играет главную роль в
формировании обученной беспомощности на этом возрастном этапе.
Варианты отношения взрослого к ребенку условно можно разделить на три большие группы:
авторитарное отношение, гиперопека и эмоциональная холодность и равнодушие к судьбе ребенка.
Влияние первых двух на формирование отказа от поиска в раннем детстве мы рассматривали выше,
процесс развития этого состояния в дошкольном возрасте иной.
Авторитарный стиль воспитания может способствовать снижению интереса к окружающему
миру и формированию безынициативности. В то же время в игре, в том числе индивидуальной, должны
реализовываться актуальные мотивы ребенка, и фрустрация их усиливает эмоциональную
напряженность. При участии такого ребенка в играх со сверстниками влияние этого стиля воспитания
может сказаться в неумении принять на себя роль и неадекватности ее исполнения. Такое неумение
может привести к тому, что его не будут принимать в игру, а это, в свою очередь, способствует
нарастанию внутренней напряженности в общении со сверстниками. По мнению Л. И. Божович, это
может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот,
агрессивности и негативизму. Как тот, так и другой варианты не способствуют построению адекватных
поведенческих схем. Это, в конечном счете, еще больше усиливает эмоциональное напряжение, ребенок
начинает ощущать неподконтрольность ситуации, а при имеющемся стиле воспитания и отношения к
нему со стороны значимых других такое разрешение ситуации, которое могло бы ликвидировать
эмоциональное напряжение и чувство беспомощности, невозможно, и потому очень велика вероятность
развития отказа от поиска.
Другим вариантом фрустрации ведущих мотивов и подавления самостоятельности ребенка в
семье является гиперопека. Такой тип воспитания способствует развитию несамостоятельности,
трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения неизвестной ранее ситуации и в
критических случаях - пассивность и уход от решения жизненной проблемы.
На поведенческом уровне это может проявиться не только в неумении включиться в игру и
адекватно исполнять приписанную роль, но и в том, что ребенок будет ограничивать свои контакты со
сверстниками и максимально стремиться к общению в кругу семьи, где все его потребности
удовлетворяются по первому требованию. Можно предположить изначальную фрустрацию потребности
общения со сверстниками, где приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать
встающие проблемы. В этой ситуации ребенок, очевидно, будет испытывать чувство неуверенности и
беспомощности, а в силу фрустрации мотива самоактуализации, естественной при таком стиле
воспитания, не происходит адекватное включение в ведущую деятельность, что еще более усиливает
чувство беспомощности.
В семьях, характеризующихся эмоциональной холодностью и равнодушием к ребенку, очевидно,
будет наблюдаться обратная картина: при фрустрации потребности общения со взрослыми общение со
сверстниками изначально оказывается сохранным. Однако в подобных семьях искажение
взаимоотношений приводит к неадекватному представлению о мире взрослых и системе ценностей в
этом мире. Учитывая то обстоятельство, что роль взрослого - одна из наиболее желанных ролей в игре,
это может привести к неадекватному исполнению "подобных ролей, что, в свою очередь, не будет
способствовать выбору этих детей на такие роли. А это может обусловить развитие эмоциональной
напряженности и, соответственно, нарушение общения со сверстниками. Однако в этом случае
наиболее вероятно формирование локальной беспомощности, связанной именно с исполнением
"взрослых" ролей, так как в этом возрасте уже достаточно широка сфера деятельности, где возможно
заместительное поведение, появляется возможность отнесения причины своих неудач вовне или
Hosted by uCoz