Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 120 
Next page End  

развития оказывает существенное влияние на дальнейшее формирование личности ребенка. Это
обусловлено тем, что в период доминирования ведущей деятельности, свойственной определенному
возрастному периоду, закладываются предпосылки развития той деятельности, которая будет ведущей
на следующем этапе онтогенетического развития. И если на каком-нибудь этапе развивается обученная
беспомощность, то формирование этих предпосылок задерживается. В то время, когда развиваются
высшие психические функции, это может привести к задержке психического развития. Можно
предположить, что в период развития личности формирование беспомощности является серьезным
фактором риска в развитии состояния отказа от поиска во взрослом возрасте.
Кроме того, на основании сказанного можно предположить, что отказ от поиска, развивающийся
на фоне полного благополучия, может быть сформирован только тогда, когда у человека уже достаточно
хорошо сформированы такие психологические образования, как самооценка и уровень притязаний.
Напротив, пока центром социальной ситуации развития ребенка является взрослый, пока нет четко
дифференцированного отношения к явлениям внешнего мира, отказ от поиска может развиваться только
по типу обученной беспомощности. Конечно, ситуация гиперопеки, особенно на ранних этапах
онтогенеза, создает впечатление развития состояния отказа от поиска на фоне полного благополучия.
Однако в ситуации гиперопеки любая необходимость сознательного действия или самостоятельного
решения приводит к чувству страха, на фоне которого и возникает отказ от поиска по типу обученной
беспомощности.
Еще одной проблемой, которая связана с влиянием обученной беспомощности на последующее
развитие, является острота прохождения кризиса, характеризующего смену ведущей деятельности. По
данным М. Эйнсворта, младенцам, характеризующимся пассивным поведением в незнакомой ситуации
даже в присутствии матери, беспомощностью и дезориентированностью в ее отсутствие и слабостью
эмоциональной реакции при ее появлении, свойственен слабо выраженный кризис первого года. По
мнению Л. С. Выготского, дети, отличающиеся смазанным кризисом трех лет, в дальнейшем
характеризуются пассивностью и безынициативностью. Эти данные позволяют предположить, что
развивающаяся на определенном возрастном этапе беспомощность оказывает влияние на формирование
отказа от поиска во взрослом возрасте.
II. Межполушарная асимметрия и особенности вербально-логического и образного
мышления
Поведение и расщепленный мозг
Застывший мир, застывший страх.
А где-то у его границы
Другой, расколотый в горах,
Взлететь готовый и разбиться.
Два мира разделил провал,
Два - друг без друга невозможных..
Скажи мне, как ты угадал,
Что это жизнь моя, художник?
Не помню, кому принадлежит получившая известность шутка, что все науки делятся на
естественные и противоестественные. К первой категории принадлежат, разумеется, такие уважаемые
дисциплины, как физика и химия, и на правах бедной, но принимаемой родственницы к ним примыкает
биология. Правда, после открытий в генетике, появления генной инженерии и молекулярной биологии
статус биологии поднялся. Ко второй категории принадлежат науки гуманитарные, а психология и
психофизиология занимают неопределенное промежуточное положение - будучи науками
экспериментальными, они отделились от остальных гуманитарных, но до уровня естественных наук так
и не дотянули. Действительно, можно ли назвать в науке о мозге открытие, сопоставимое по значению с
Hosted by uCoz