Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 120 
Next page End  

процессы являются общими для органического и неорганического мира, и то обстоятельство, что сами
они не являются органическими, ничего не добавляет к проблеме демаркации между живым и
неживым. Точно так же и сознание и бессознательное психическое базируются на определенных типах
нейронной активности и определенных системных процессах, которые хотя и не осознаются, но не
должны относиться к бессознательному психическому.
Рассмотрим теперь, исходя из нашего определения, последовательно различные формы
бессознательного психического.
I. Хорошо известно, что в нашем мозгу хранится и постоянно увеличивается информация
(получаемая в процессе именно психического отражения объективной реальности), которая, однако,
может оставаться неосознанной в каждый данный момент. Так, читающие эти строки "не осознают" в
момент чтения, что бумага, на которой написан текст, сделана из того же материала, что и стол, за
которым сидит читающий субъект. Но достаточно нам сейчас обратить внимание на этот факт, как он
тотчас осознается. Такого рода информация не является объектом сознания только в силу своей
неактуальности для текущей деятельности, подчиненной осознанным задачам. Однако она легко может
стать объектом сознания, как только произойдет изменение задач, и информация приобретет
актуальность или, как в нашем примере, как только будет поставлена задача на осознание. Важно
подчеркнуть, что неосознание в данном случае определяется малой значимостью информации для
действующего субъекта, а отнюдь не конфронтационными отношениями с сознанием.
II. Совершенно иная ситуация имеет место в тех случаях, когда содержание психического
отражения является актуальным, но не осознается в связи со слишком большой сложностью и
нелинейностью информации. Для того, чтобы проанализировать специфику возникающих при этом
соотношений между сознанием и бессознательным, необходимо дать определение сознания и
рассмотреть связь сознания с процессами мышления.
1) Сознание представляет собой высшую форму психического отражения, возникающую как
продукт общественной деятельности человека, и одновременно - как необходимое условие и средство
осуществления такой деятельности. В психологическом аспекте сознание можно определить как знание
о собственном знании объективной реальности, противостоящей познающему субъекту, и о себе как о
субъекте познания. Из этого определения вытекают две важнейших функции сознания:
а) объективирование и закрепление в речи знания об объективной реальности и его
абстрагирование от познающего субъекта обеспечивают не только приспособление к среде, но и ее
активное изменение в процессе коллективного труда. С этой функцией сознания связано формирование
значений;
б) выделение себя из окружающей среды в качестве субъекта-личности обеспечивает
возможность к самовосприятию и самооценке, а это является предпосылкой к развитию
интериоризированных социальных мотивов, которые выполняют незаменимую для человеческого
общества функцию регулятора социального поведения "изнутри" субъекта. С этой функцией сознания
связано формирование личностного смысла (А. Н. Леонтьев).
В состоянии неизмененного бодрствующего сознания обе эти функции, одна из которых
определяет непосредственное взаимодействие со средой, а другая - опосредованную регуляцию
поведения через самовосприятие, неотделимы друг от друга, но в некоторых особых состояниях
сознания они могут функционировать порознь.
Выделение себя из среды, объективирование знания о собственном знании в речи возможно
только при появлении способности к обобщениям и абстрагированию. Здесь мы подходим к некоторым
представлениям о психологии мышления, которые получили особенно интенсивное развитие за
последние годы и на которых имеет смысл остановиться подробнее.
2) Исследования, проведенные на людях с пересеченными межполушарными связями
подтвердили наличие у человека двух принципиально различных типов мышления.
Здесь необходимо оговориться, что нерасчлененный мозг функционирует как единое целое, оба
полушария, как и оба типа мышления, находятся в постоянном сложном взаимодействии, и речь может
идти только об относительной привязанности типов мышления к полушариям. Логико-вербальное
мышление можно также назвать социальным, поскольку оно сформировалось на человеческом уровне
филогенеза как средство приспособления к сложной социальной среде человеческого общества, что
Hosted by uCoz