Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 120 
Next page End  

является необходимым условием деятельного существования.
Если выделение себя из окружающего мира возможно лишь при появлении способности к
обобщению, абстрагированию и речи (как конкретному способу закрепления и передачи обобщенных
понятий), то следует признать, что основой для развития сознания является логико-вербальное
мышление. Мы отдаем себе отчет в том, что эти два понятия не являются полностью идентичными
(можно сказать, что сознание как высшая форма логико- вербального мышления включает в себя все
свойства этого мышления плюс способность к интроспекции), но для дальнейшего рассуждения нам
важно под черкнуть именно генетическую связь сознания с вербальным мышлением, поскольку понятие
вербального мышления является значительно более определенным и его анализ может быть
осуществлен значительно легче, чем анализ понятия "сознание".
Мы сказали, что вербальное мышление развилось на определенном этапе филогенеза как
средство приспособления к усложнившейся социальной среде, потребовавшей новых форм общения
(речи). Однако одновременно с бесспорным выигрышем в способности к адаптации и овладению
средой развитие вербального мышления до степени доминирующего (каковым оно стало в условиях
нашей цивилизации) неизбежно сопровождается определенным проигрышем в связи с его
ограниченностью. И эта ограниченность вытекает из самой его природы: для того, чтобы стали
возможными логико-знаковое оперирование с реальной действительностью, прием и передача
вербальной информации для совершенствования социального общения, вербальное мышление должно
обеспечить дискретное, упорядоченное отражение реальной действительности.
Между тем объективная действительность не может быть целиком описана в рамках вербального
мышления. Это, разумеется, не значит, что упорядоченность и дискретность насильственно привносятся
в действительность вербальным мышлением, как представляют себе многие философы-идеалисты и
агностики. Будь это так, вербальное мышление вело бы к искаженному отражению реальности (что и
бывает в случаях патологии), не могло бы выполнять свою коммуникативную функцию и быть орудием
преобразования действительности. Элементы упорядоченности и дискретности содержатся в
объективной действительности и не привносятся в нее, а, используя термин А. Н. Леонтьева,
"вычерпываются" из нее вербальным мышлением для создания внутренне непротиворечивой модели
мира. Но при этом за рамками остается все, что не вписывается в эту модель, что не может быть
логически организовано и представлено в дискретном виде.
Разумеется, принципиальные возможности логико-вербального мышления и сознания (в
гносеологическом смысле слова) не ограниченны, отражаемая сознанием модель мира не является
застывшей, а постоянно расширяется, включая в себя все новые аспекты действительности. Вербальное
и невербальное мышление постоянно взаимодействуют, вербальное мышление постоянно обогащается
за счет включения в модель новых, ранее неупорядоченных элементов реальности, без чего был бы
невозможен никакой вид творчества и прогресс. В конце концов, "чувственная ткань" сознания есть
результат постоянного перекодирования языка невербального мышления на язык вербального. Но только
в гносеологическом смысле не существует никаких принципиальных ограничений для полного
сознательного постижения мира.
Когда же речь идет о конкретно-психологических аспектах проблемы, то очевидно, что у каждого
данного субъекта в каждый данный момент логико- вербальное мышление не охватывает и не
исчерпывает всего богатства отражаемой реальности (хотя оно и постоянно развивается в этом
направлении). Выполняя функцию адаптации к социальной среде как важной части окружающего мира,
вербальное мышление отражает этот мир недостаточно полно.
3) Возвращаясь теперь к сознанию (в конкретно-психологическом, а не в гносеологическом
смысле слова), мы видим, что оно, базируясь на логико- вербальном типе мышления, не может и не
призвано отражать всю реальную действительность. Сознание представляет собой высшую по
социальному критерию, но принципиально не всеобъемлющую форму психического отражения. За
рамками сознания естественно должны оказаться явления, не поддающиеся логико-вербальной
переработке и трансформации. Однако эти явления находят свое психическое отражение; подвергаясь
переработке на невербальном уровне, они влияют на поведение (иначе была бы невозможна адаптация
в целостном мире) и составляют сферу бессознательного психического.
Шахматист, приступая к решению той или иной задачи, не перебирает все возможные варианты
Hosted by uCoz