Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 120 
Next page End  

взаимодействие культур и фундаментальные основы межкультурных различий. Между тем эти различия,
судя по многочисленным исследованиям, проявляются во всех аспектах поведения: в характере
перцептивных возможностей, в преимущественном типе реагирования на стресс, в особенностях
проявления эмоционального напряжения, в степени развитости вероятного мышления и т.п. Без учета
этих особенностей и определяющих их факторов подлинная интеграция культур не осуществима.
В этой части мы не будем рассматривать специфические закономерности развития культуры и
все факторы, определяющие межкультурные различия. Мы остановимся только на некоторых
психофизиологических аспектах проблемы, имеющих хотя и не определяющее, но существенное
значение.
Стратегия мышления и функциональная асимметрия мозга
После первых исследований Р. Сперри и его коллег, проведенных на лицах с расщепленным
мозгом, стало общепризнанным, что логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого
полушария, а образное - с механизмами правого. В связи с такой привязанностью к мозговым структурам
правомочен вопрос - обусловлена ли межполушарная асимметрия биологическими (врожденными
морфофункциональными) особенностями полушарий человеческого мозга или она формируется в
процессе социального общения? Ответ на этот вопрос зависит от филогенетического или
онтогенетического подхода. Необходимость в совершенном социальном общении, в передаче сложной
информации и однозначном ее понимании, потребность в тонком анализе ситуации, короче -
"экологическое давление", по термину Уилсона, привели к тому, что имеющаяся у животных
ограниченная способность к анализу трансформировалась у человека в мощный аппарат логико-
вербального мышления, со способностью к абстрагированию и решению философских по своему смыслу
и значению вопросов. Действительно, некоторые зачатки логического мышления можно обнаружить у
высших животных, которые способны, хотя и в узких пределах, к структурированию информации, ее
отбору, выявлению причинно-следственных отношений между явлениями, т.е. формированию
элементов однозначного контекста. Без такой способности животные оказались бы не в состоянии
приспособиться к меняющимся условиям жизни, и даже условно-рефлекторное поведение было бы
невозможным. Разумеется, по уровню развития эта способность животных не идет ни в какое сравнение
с логико-знаковым мышлением человека, и ни одно из полушарий не специализируется для
осуществления этих функций. Эксперименты с расщеплением мозга у обезьян (так же как эксперименты
с обучением обезьян логико-знаковому языку глухонемых) дают основание заключить, что два
рассматриваемых нами способа переработки информации, два противоположных способа организации
контекстуальной связи не имеют у высших животных дифференцированной локальной привязанности к
полушариям.
В процессе филогенеза произошел качественный скачок, и способность к организации
однозначного контекста развилась до такой степени, что появилось абстрактное мышление как высшая,
чисто человеческая форма логического мышления. С помощью этого мышления человек преодолевает
ограниченность конкретного мира, данного ему в ощущениях, конструирует максимально общие,
универсальные понятия. Одновременно произошла функциональная дифференциация полушарий мозга,
и эта форма мышления оказалась естественно привязанной к "говорящему" левому полушарию,
поскольку однозначные связи должны быть закреплены в символах и значениях членораздельной речи.
Функциональная асимметрия полушарий соответствует общему биологическому принципу, согласно
которому более высокий уровень организации функций связан с большей их дифференциацией между
различными системами. Этот принцип особенно демонстративно проявляется в работе мозга.
В результате такой дифференциации одновременно произошло развитие и качественное
изменение пространственно-образного мышления. У животных этот способ организации
контекстуальных связей также находится на относительно примитивном уровне. У человека на основе
этих исходных предпосылок возникло только ему свойственное художественное мышление,
способность к отражению мира в искусстве. Поскольку логико-знаковое мышление оказалось
закрепленным за структурами левого полушария, освобожденная от этой функции правая гемисфера
перестраивалась (и функционально и морфологически) в таком направлении, в котором обеспечивались
Hosted by uCoz