Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 120 
Next page End  

максимальные возможности для организации образного контекста. Человек как вид превратился в Homo
sapiens и Homo humanus не только благодаря усовершенствованию логико-знакового мышления и речи,
но и потому, что дифференциация функций создала огромные потенциальные возможности для
образного мышления, которые пока используются недостаточно. Проявлением этих возможностей
являются творческая интуиция и достижения искусств. Здесь необходимо подчеркнуть, что
художественное мышление, способность к созданию и восприятию произведений искусства
принципиально, качественно отличаются от непосредственно-чувственного (образного) восприятия
мира животными. Усовершенствование логико-знакового мышления и его закрепление за
определенными структурами мозга не только способствовали расширению возможностей образного
мышления (в согласии с принципами соответствия между сложностью и дифференцированностью
функций), но и оказало непосредственное влияние на его характер. Художественное мышление и
искусство были бы невозможны, если бы у человека не было класса высших духовных потребностей,
потребностей развития, если бы не формировался тесно с ними связанный "образ Я", вызывающий
неутолимый интерес человека к самому себе и другим. А "образ Я" формируется благодаря способности к
выделению себя из среды и к интроспекции, что неразрывно связано с речью и сознанием, т.е. с логико-
знаковым мышлением. В то же время это чувственный образ со всеми атрибутами такового, "образ Я"
принципиально отличается от Я-концепции, которая более однозначно и в силу этого менее полно
отражает богатство социальных связей и установок личности.
В "образе Я" осуществляется как бы интеграция обоих типов мышления в высшем их проявлении,
и художественное мышление в этом смысле - это модификация образного мышления, соответствующая
высшему уровню развития логико-знакового мышления.
В этой связи необходимо определить позицию в дискуссии между двумя Нобелевскими
лауреатами - Экклсом и Сперри - о соотношении двух типов мышления с сознанием. Экклс полагает,
что сознание является функцией исключительно левополушарного мышления, а функции правого
полушария принципиально не отличаются от таковых у животных. Все вышеприведенные соображения
свидетельствуют против этого последнего утверждения. Лица с повреждением левого полушария или
перенесшие его экстирпацию отнюдь не становятся похожими на животных. Сперри, напротив,
считает, что правое полушарие обладает собственным сознанием, которое ни в чем не уступает
левополушарному и только лишено его средств коммуникации. В качестве доказательства приводится
ряд экспериментов, свидетельствующих о способности изолированного правого полушария к
опознанию фотографий самого субъекта и его знакомых, к оценке расположения некоторых событий во
времени и т.п. Можно предположить, однако, что многие эти способности зависят от сформированного
"образа Я", который является в правой гемисфере "полномочным представителем" логико-знакового
мышления и не мог бы сформироваться без этого последнего. Кроме того, неспособность к анализу и
абстрактному мышлению делает "сознание" правого полушария столь отличным от привычного для нас
понятия сознания, что возникает вопрос о правомочности употребления одного и того же термина.
Любое усложнение и любая дифференциация функций повышают адаптивные возможности всей
системы в целом, и в этом их смысл. В данном случае системой является весь мозг, который работает
как целое, а оба типа мышления выполняют функцию подсистемы. Их взаимодействие наглядно
проявляется в процессе творчества. "Созревание" нового, интуитивные аспекты творческого акта, как
менее формализуемые и осознаваемые, преимущественно связаны с особенностями образного
мышления, тогда как отбор, оценка и упорядочивание этого нового, его превращение из "вещи в себе" в
"вещь для нас" являются прерогативой логико-знакового мышления.
Обсуждаемая дифференциация функций, развившаяся в филогенезе в процессе приспособления к
социальной среде, закрепляется в мозге каждого индивида в виде биологических предпосылок к
развитию обоих типов мышления, соответственно порознь в правом и левом полушарии. Но
реализоваться эти морфофункциональные предпосылки, эти генетически закрепленные потенциальные
возможности могут только в процессе онтогенеза благодаря социальному общению и обучению.
Необходимо помнить, что сама способность к обучению тому или иному типу поведения (или
стилю мышления) контролируется генетически и приобретается в процессе эволюции. Соотношение
биологических и социальных факторов в развитии индивидуального мышления в общих чертах, по-
видимому, такое же, как и при формировании речи. (Речь тесно связана с логико- знаковым мышлением,
Hosted by uCoz