Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 120 
Next page End  

населения. Об этом свидетельствует анализ успеваемости детей. "Левополушарные" дети более успешно
осваивают точные науки, а "правополушарные" успешнее справляются с гуманитарными предметами.
Наибольших результатов по всем предметам достигают индивиды смешанного типа реагирования, но их
мало среди всех испытуемых.
Педагогическая наука и практика должны найти и внедрить новые методы преподавания,
основанные на использовании и активации способности к образным представлениям и организации
многозначного контекста. Пока таких методов немного, но они используются даже для преподавания
точных наук. В качестве примера можно привести метод преподавания физики, разработанный
учителем московской школы Л. А. Потовым. Вместо традиционного изучения абстрактных физических
законов, изредка подкрепляемых отдельными и не всегда убедительными экспериментами, в рамках
этой методики проводится сначала красивый, интригующий эксперимент, и детям предлагается
самостоятельно вывести физическую закономерность, на которой он основан. По существу ученики
ставятся в ситуацию, подобную ситуации открытия, что неизбежно связано с активацией образного
мышления, и они проходят в своем познании естественный путь от "озарения" до формулировки закона.
Введение логических закономерностей как бы базируется на предпосылках, связанных с
правополушарным мышлением, и таким образом развиваются оба типа мышления. Этот подход
благотворен для всех детей, перегруженных такими сугубо "левополушарными" предметами, как
математика, информатика, программирование. А для выходцев из других цивилизаций это единственно
возможный недискриминирующий их подход.
С проблемами обучения тесно связана и проблема умственной отсталости. Исследования,
проведенные совместно с Л. П. Калачевой, показали, что налицо явная тенденция к гипердиагностике
олигофрении среди детей коренного населения: за умственную отсталость часто принимается
недостаточная сформированность лексико-грамматических аспектов речи в сочетании с бедным
словарным запасом (примечательно, что диагностика умственной отсталости проводится на материале,
в основном рассчитанном на логическое мышление, а не на образное).
В то же время у многих таких детей при направленном исследовании выявляются большие
возможности для развития образного мышления. Следовательно, в этих случаях за олигофрению
принимается резкий (но вполне оправданный биосоциальными факторами) сдвиг межполушарной
асимметрии в сторону доминирования "правополушарной" стратегии мышления. Эти дефекты
развиваются на фоне педагогической запущенности в условиях насильственной семейно-культурной
депривации (обязательное воспитание детей в интернатах). Исследование показало, что такие
особенности мышления характерны для 2/3 детей коренного населения, которым ставится диагноз
умственной отсталости. Эти дети могли бы обучаться не во вспомогательных школах, которые, по
существу, препятствуют их естественному развитию, а в нормальных, если бы программа этих школ
была адекватна стилю их восприятия и мышления (среди таких детей встречается немало очень
одаренных, с большими художественными способностями).
Между тем для появления таких программ необходимо прежде всего принципиально изменить
отношение к иному типу мышления, перестать рассматривать его как аномалию. Существующий подход,
не учитывающий естественных различий между этническими группами, не позволяет помочь их
представителям максимально использовать свои способности. В конечном счете это приводит к
возникновению у многих из них состояния "обученной" беспомощности, когда дети не видят никаких
перспектив своего естественного развития, не могут выдержать конкуренцию со своими сверстниками,
поставленными в более выгодные условия.
Признание естественных, никого не унижающих различий между этносами и разработка на этой
основе новых социальных, педагогических и культурных программ - необходимое условие для того,
чтобы приостановить деградацию малых народов, которые живут и думают не так, как мы, люди
западной цивилизации.
Уровень активации и степень латерализации функций
И все, что найдено во тьме наощупь -
Hosted by uCoz