Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 120 
Next page End  

дополнительная активация левого полушария у лиц с нерезко выраженной латерализацией функций,
может отчасти компенсировать недостаточность вербального мышления, тогда как аналогичная
компенсация правополушарной недостаточности невозможна. С другой стороны, не следует упускать из
виду, что решение задач по типу матриц Равена требует установления между отдельными фигурами
строго однозначных связей, то есть организация образной по формальным критериям информации
подчиняется законам логико- знакового мышления. По- видимому, выполнение теста Равена требует
взаимодействия обоих компонентов мышления. Учет этого обстоятельства может помочь преодолеть
противоречие между цитированной выше работой и другим исследованием, проведенном также на
школьниках в возрасте 7-11 лет. Автор, преподаватель живописи и ваяния в младших классах школы,
обнаружил важную закономерность: потенциальные творческие художественные возможности (в
изобразительном, поэтическом и вокальном жанре) максимально выражены у детей с явной и скрытой
леворукостью. Внутренняя жизнь этих детей богаче, чем у сверстников, и наполнена зрительными и
звучащими образами. Однако эти возможности нуждаются в особых, стимулирующих условиях для их
выявления, в создании поощряющего психологического климата, потому что у детей этого возраста, по-
видимому, со времен детского сада вырабатывается коллективная агрессия по отношению к любому
нестандартному способу самовыражения, который прежде всего проявляется в творчестве. Однако
оказалось достаточно на протяжении всего лишь нескольких часов в неделю поощрять творческое
самовыражение и подавлять тенденции к его агрессивному подавлению, как агрессия сменялась
заинтересованностью, и творческие возможности проявились ярко и разносторонне, причем особенно
при левшестве или амбидекстрии. Возраст этих детей не отличается от возраста обследованных в
цитированной выше работе, у которых обнаружено отставание в учебе, особенно при рассогласовании
между выраженностью латерализации функций "по руке" и "по глазу". Кроме того, как мы уже писали, у
взрослых с недостаточной латерализацией речевой функции имеются признаки функциональной
дефектности обоих компонентов мышления, но слабость логико- вербальных компонентов
преодолевается гиперкомпенсаторно за счет избыточной активации левого полушария, тогда как
механизмы образного мышления в процессе решения задач действительно почти не используются. Мы
полагаем, что противоречие это может быть разрешено следующим образом. Дети с недостаточно
выраженной латерализацией (что коррелирует, хотя и не в 100% случаев, с выраженностью леворукости
и амбидекстрии) характеризуются относительно меньшими по абсолютной выраженности
потенциальными возможностями развития обеих стратегий мышления. В этом проявляется общий
биологический закон - чем меньше дифференциация функций, их специализированное распределение
по различным системам, тем меньше сами функциональные возможности. Так, именно максимальная
выраженность функциональной асимметрии способствует лучшему овладению профессиональной
операторской деятельностью, в меньшей степени предрасполагает к авариям и функциональным
заболеваниям ЦНС. Но поскольку вербальная цивилизация благодаря своим особенностям с самых
ранних лет и в условиях семьи, и особенно в условиях детских учреждений стимулирует только один
компонент мышления - логико-знаковый, то его уменьшенные функциональные возможности
обусловливают замедленное становление его доминирующей роли, сопровождающееся гораздо
большими дополнительными затратами. Поэтому на определенном этапе онтогенеза остается
относительно больший шанс для полного развития образного компонента мышления, столь
необходимого человеку. Это тем более вероятно, что на ранних этапах онтогенеза исходное
преимущество на стороне правого полушария, а с возрастом это преобладание правого полушария
исчезает, и более того - наступает ослабление функциональных возможностей образного компонента
мышления. Не обусловлено ли это влиянием обучения и цивилизации в целом? Так или иначе, в
дошкольном и раннем школьном возрасте правополушарные возможности выше, и отсутствие ранней
специализации гемисфер оказывается полезным даже для такой функции, как овладение чтением. У
детей с отсроченной специализацией функций добиться полного до минирования логико-знакового
компонента труднее, чем У праворуких с рано окончившейся специализацией полушарий, это требует
больших усилий от педагогов и от них самих, и в результате на более поздних этапах онтогенеза
возникает неожиданный на первый взгляд, но диалектически оправданный эффект: "правополушарные",
образные компоненты мышления оказываются окончательно подавленными. Вырабатывается стереотип
постоянного "подхлестывания" именно способности к организации однозначного контекста, и тогда
Hosted by uCoz