Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 120 
Next page End  

Правда, эти данные можно трактовать и не прибегая к гипотезе об особой роли "образного"
мышления в речевой функции - можно предположить, что способность к называнию предметов
восстанавливается просто потому, что информация о предмете поступает сразу по нескольким
сенсорным каналам, и опора на зрительные образы предметов способствует поиску их словесных
обозначений. Однако против такого механистического представления можно привести ряд возражений.
Прежде всего показано, что нарушение зрительных предметных представлений, а точнее - способности
к формированию целостных образов на основе малоинформативных изображений, характеризует всех
больных с афазией независимо от ее формы, и восстановление богатства образных представлений
оказывает положительное влияние на функцию речи при всех видах афазических расстройств.
Кроме того, интересные данные из другой области исследования афазии также свидетельствуют
о связи речевой функции с интегральными, а не избирательными свойствами образного мышления;
показано, что процесс восстановления речи происходит особенно успешно у тех больных, у которых в
этот период удельный вес быстрого сна в ночном сне оказывается более высоким. У этих больных,
независимо от клинической формы афазии, выше речевая активность, они более инициативны в ходе
речевого общения. Балльные оценки диалогической речи положительно коррелируют не только с
представленностью фазы быстрого сна, но и с числом быстрых движений глаз во время этой фазы.
Психическая активность в быстром сне, то есть сновидения, характеризуется выраженным
доминированием образных компонентов мышления, образная насыщенность сновидений коррелирует с
интенсивностью быстрых движений глаз, причем образы сновидений заведомо не связаны
непосредственно с номинативной функцией речи. Поэтому нельзя исключить, что и механизм действия
вышеописанных способов реабилитации связан скорее со стимуляцией образных компонентов
мышления как таковых. В этой связи представляет интерес, что в состоянии глубокого гипноза и в
других аналогичных состояниях измененного сознания, отражающих сдвиг функциональной
межполушарной асимметрии в сторону усиления правополушарных компонентов мышления, нередко
происходит спонтанное вспоминание языка, который человек знал в раннем детстве и в дальнейшем
прочно забыл.
Наконец, исследования, проведенные В. Л. Деглиным с сотрудниками на больных с
аффективными расстройствами, которым в лечебных целях проводили одностороннюю электрошоковую
терапию, дали уникальный материал для обсуждения соотносительной роли двух полушарий в функции
речи. Установлено, что при угнетении функции левого полушария уменьшается объем высказывания и
синтаксическая его структурированность, уменьшается число глаголов и место имений, но
увеличивается число существительных и прилагательных, и особенно слов, за которыми стоит
предметный мир. Исчезает тенденция к рубрификации, к наложению абстрактных схем языка на явление
внеязыковой действительности. Еще более существенно, что при включении разных полушарий прямо
противоположны принципы построения ассоциативных связей и семантические корреляции
высказываний со словом- стимулом. При выключении левого полушария слова и высказывания,
возникающие в ответ на слово- стимул, связаны с ним и друг с другом не формальными связями,
обеспечивающими построение языка, а обоюдной отнесенностью к чувственному предметному миру. В
ответах на слово-стимул расширяются лексико- семантические поля, охватывающие наименованиями
целые совокупности объектов. При этом происходит перечисление вещей, совместно встречающихся в
обиходе или в деятельности, даже если они не связаны непосредственно со словом-стимулом. Когда в
ответ на слово-стимул "вода" появляются слова "пляж" и "рыбалка", то очевидно, что слово-стимул
порождает сложный и многозначный образ, уходящий многочисленными корнями в жизненные реалии.
В этом эксперименте со всей четкостью проявляется основное, с нашей точки зрения, свойство
образного компонента мышления - организация многозначного контекста за счет одновременного
возникновения неперечислимого множества связей между предметами и явлениями реального мира и
порождаемыми им образами. В то же время после выключения правого полушария слова-стимулы
становятся не отправной точкой таких широких и по существу равноправных (с синтаксической точки
зрения) ассоциаций, а безусловным центром синтаксически оформленных высказываний, в котором
валентность характеризуется так, что высказывание устремляется в максимальной определенности и
однозначности. Утрируется использование статистических закономерностей языка, но нарушается
понимание интонаций и эмоциональной окраски высказывания и отношения говорящего к содержанию
Hosted by uCoz