Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 120 
Next page End  

высказывания. Нарушается также понимание коммуникативного замысла (смысла) высказывания
главного, что хочет сообщить адресат. Восприятие речи становится формальным, так же как и структура
собственного высказывания: его объем увеличивается за счет усложнения синтаксиса и увеличения
формальных грамматических конструкций, при уменьшении числа существительных и прилагательных.
Растет число семантических пустых словосочетаний. Речь становится выхолощенной, лишенной
чувственно- предметного основания. Зато увеличивается число метаязыковых суждений, усиливается
тенденция к рубрификации и поиску обобщений схемы. Классификация слов при выключении правого
полушария основывается на метаязыковом подходе, тогда как при выключении левого ориентирована
на сложный образ референта, включающий разные, но вполне друг друга дополняющие характеристики
("плохой, глупый, нехороший"). Авторы, проводившие исследования, делают обоснованный вывод о
том, что если левое полушарие обеспечивает построение и анализ сложных языковых конструкций, то
правое обеспечивает соотнесенность высказывания с неязыковой деятельностью. Следовательно,
образные компоненты мышления являются не только дополнительными к левополушарным логико-
знаковым в процессе построения речи, но по существу определяющими, ибо именно они, как пишут
авторы, ориентируют высказывания на внеязыковую действительность, на индивидуальный личный
опыт и, следовательно, в конечном итоге определяют смысл высказывания. Нерасчлененная мысль
формируется в правом полушарии, но остается вещью в себе до тех пор, пока левое не представляет ей
эксплицирующую систему.
Однако некоторые данные тех же авторов позволяют поставить под сомнение вывод о взаимной
дополнительности полушарий в организации речи как единой функции. Я имею в виду исследование
результатов воздействия односторонних шоков у лиц, владеющих двумя языками, один из которых
является подлинно материнским, а второй выучен с помощью традиционного школьного метода, но
закреплен многолетним общением с его носителями. Подробный анализ, проведенный авторами, как
будто свидетельствует о том, что второй язык целиком базируется на функциональных возможностях
левого полушария. Авторы полагают, что левое полушарие обеспечивает и поверхностные, и глубинные
структуры приобретенного языка. Однако, что в этом случае говорит о самом существовании глубинных
структур? Ни классификация слов, ни классификация фраз, ни пересказ текста при выключении правого
полушария и сохранности левого не свидетельствуют ни о чем, кроме достаточно высоко развитой
способности к пониманию и воссозданию сложных грамматических конструкций. Классификация слов
происходит с ориентацией только на чисто языковые показатели, без тенденции к построению
целостного образа референта. Грамматически правильный пересказ текста не передает сюжет рассказа.
Возникает вопрос: не являются ли глубинными структурами приобретенного в школе языка
глубинные структуры материнского языка, на которых базируются поверхностные структуры обоих
языков? Однако испытуемый достаточно успешно использует второй язык в коммуникациях после
выключения правого полушария, и это может означать, что поверхностные структуры языка способны
выполнять роль самостоятельного языкового образования, отщепленного от глубинных структур и тем
не менее сохраняющего коммуникативные функции. Но в таком случае может быть следует говорить не
о разных компонентах и структурах единой речевой функции, а о разных коммуникативных функциях
языка.
С одной стороны, язык - это конкретное воплощение и орудие логико- аналитических
компонентов мышления. В языке закрепляются определенные значения и такие отношения между ними,
которые обеспечивают их однозначное понимание. Без этого был бы также невозможен никакой
последовательный анализ. Но, с другой стороны, язык - это средство живого неформального общения, в
процессе которого возникают и меняются неповторимые личностные смыслы, и без их передачи
невозможно истинное взаимопонимание. Родной язык обладает богатейшими возможностями для
передачи таких смыслов, и возможности эти обеспечиваются образными компонентами мышления. В
естественном языке имя гораздо более виртуально и меньше привязано к единственному значению, чем
в любом искусственном и любом выученном языке. Именно правое полушарие воспринимает слова как
неконвенциональные. Смысл виртуальных имен в каждый момент целиком определяется контекстом, в
который они вписаны. Это не только контекст высказывания в структуре речи - это весь широкий
контекст отношений между людьми, как и отношений человека с миром, включая его прошлый опыт и
широкий круг ассоциаций. Чтобы не потерять самих образов за системой их наименования, речь должна
Hosted by uCoz