Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 120 
Next page End  

Однако изучение особых состояний сознания всегда стояло несколько в стороне от магистральной
линии развития науки о мозге, и в основном схема Линдсли оставалась неколебимой.
Исследования Мартиндейл и некоторых других ученых, подтвердивших ее данные, нанесли по
устоявшимся представлениям серьезный удар. Обнаружилось, что у творческих студентов при решении
творческих задач альфа-ритм не только не уменьшается, но даже имеет тенденцию к увеличению,
особенно в правом полушарии. В то же время при решении рутинных задач у этих студентов, как и у
студентов противоположной группы, альфа-ритм уменьшается, в полном согласии со схемой Линдсли.
Уменьшается он и у нетворческих студентов при попытках (безуспешных) решения творческих задач.
Таким образом, единственным, но очень важным исключением из общего правила является поведение
мозга при решении творческих задач и только в том случае, если мозг способен к этой деятельности.
Но ведь не в дремоте же это происходит! Творческое решение - это высокая мозговая активность,
может быть, высшая, по критерию результативности. Есть, значит, какая-то загадка и парадокс в этих
результатах.
Знакомясь с этими данными, я предположил, что есть принципиальная разница в организации
работы левого полушария, широко используемого при решении стандартных задач с известным,
однозначным алгоритмом, - и правого полушария, продуцирующего многозначный контекст, столь
существенный для творчества. Для проверки этой гипотезы мы совместно с проф. В. В. Аршавским
провели многочисленные психофизиологические исследования работы мозга в процессе решения задач,
адресованных к правому и левому полушарию. Мы проводили эти исследования на представителях
разных культур, которые характеризуются разной степенью развития правополушарного ("образного")
мышления. Исходная гипотеза была подтверждена: у людей "правополушарных" задачи на образное
мышление решались без дополнительной стимуляции мозга и без подавления альфа-ритма.
Значит, создание образного контекста у тех, кто не утратил этой способности в процессе
приспособления к нашей цивилизации, не требует дополнительной стимуляции мозга! Значит, только
однозначный контекст, моделирование реальности требует такой стимуляции. Значит, наибольшие
мозговые усилия уходят на уменьшение потенциальных связей между предметами и явлениями во имя
однозначного контекста, однозначного взаимопонимания, установления однозначных причинно-
следственных отношений. И следовательно, правы творческие люди, когда говорят, что от рутинной
деятельности устают значительно больше, чем от решения творческих задач, - именно рутинная
деятельность требует от них максимальных затрат "мозговой энергии".
Выходит, что все физиологи, оценивавшие уровень мозговой активности по редукции альфа-
ритма, уподоблялись наблюдателю, который судит о скорости лошади по частоте ударов, которые ей
наносит кучер. Конечно, в определенных пределах такая связь возможна: чем чаще кучер бьет ленивую
лошадь, тем быстрее она бежит. А если лошадь попалась спорая или, напротив, с норовом? И в первом
случае бежит, не дождавшись удара, а во втором - упирается, и сколько ни бей - все без толку. Так и
дополнительная активация мозга - она подстегивает только левое полушарие в процессе его
специфической деятельности, а правое либо "бежит" само безо всяких подстегиваний, либо не "бежит"
вовсе, сколько ни стегай. И улучшать его деятельность нужно не дополнительной физиологической
стимуляцией, а специальными видами тренинга.
Творчество - это типичный образец поисковой активности, и мозг при этом виде поисковой
активности не требует дополнительной стимуляции. Он как бы находится на самообеспечении. Отсюда
могут вытекать очень интересные и неожиданные выводы, касающиеся даже таких загадочных
феноменов, как передача мыслей на расстояние или предугадывание будущего.
III. Психотерапия и тайны человеческой психики в норме и патологии
Мозг и мышление: "Я" защищает "Я" (о психологической защите)
Все на продажу
(Фильм о смерти З. Цибульского)
Hosted by uCoz