Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 120 
Next page End  

Монте-Кристо, если бы считал, что из помещения можно выйти только через дверь, то есть
руководствовался бы лишь логическим опытом предшествующей жизни.
Правда, читатель может мне возразить: ведь герой Дюма действовал как раз очень разумно,
логично. Но до того, как логично разработать новую концепцию спасения, герой испытал озарение,
вообразил себя покидающим замок весьма нетривиальным путем. Если нее вернуться к проблеме
психологической защиты, то можно сказать, что образное мышление играет огромную роль не только в
восприятии и мгновенной оценке угрожающей сознанию информации, но и непосредственно в ее
переработке. Действительно, в рассмотренных вариантах психологической защиты неосознаваемое
защищает сознание и во многом определяет его направленность. Это хорошо видно при
рационализации конфликта. Но особенно наглядно - в том механизме, который, можно назвать
иррациональной защитой, наиболее очевидно проявляющейся в сновидениях.
Сновидения, как мы уже не раз отмечали, - одно из наиболее ярких проявлений активности
именно образного мышления, правого полушария. Но дело не только в высокой активности образного
мышления. Специфика сновидений состоит в том, что образы сменяют друг друга безо всякой видимой
последовательности, а между тем спящего это не удивляет. Он не прогнозирует последовательность
событий и в каждый данный момент воспринимает происходящее как само собой разумеющееся. Если
во время бодрствования, в том числе и в условиях творческого поиска, результаты активности образного
мышления подвергаются критическому анализу, то во время сновидений аналитические возможности
мышления резко снижены. Не случайно некоторые исследователи склонны считать, что сновидения
самой природой предназначены для творческого озарения. Но, во-первых, открытия во время
сновидений совершаются относительно редко. Во-вторых, состояние творческого подъема часто
сопровождается снижением потребности в сне, в том числе в быстром сне - "колыбели" сновидений. Но
если принять, что одна из основных функций сновидения - участие в творческом акте, то возникает
парадоксальная ситуация: при наиболее успешной творческой деятельности уменьшается длительность
необходимого для этой деятельности состояния. Мне представляется, что отношение сновидений к
творческому процессу более сложное и неоднозначное.
Некоторые предпосылки для творческого озарения во сне, действительно, существуют. Поскольку
образное мышление оперирует реальностью во всем ее многообразии и богатстве взаимосвязей, то во
время сновидений сознание, утратившее способность к критическому анализу, может "озаряться" такими
качествами предметов и явлений и такими их соотношениями, которые во время бодрствования не
осознаются из-за критической настроенности сознания.
Однако озарение - необходимый, но не венчающий этап творческого акта. Во время сновидений
в сознание из подсознания выплескивается вместе с ребенком слишком много воды - так много, что
новорожденная идея или образ тонут в ней. Сознание должно критически оценить то, что предлагает
ему образное мышление, и отделить зерна от плевел. А именно этого не может сделать сознание в
сновидениях. Не случайно откровения во сне приходят чаще всего в форме метафор, как, например, в
знаменитом сновидении Кекуле - бензольном кольце в виде змеи, укусившей себя за хвост. Это
особенно относится к немногим фактам решения во сне научных задач - художественные образы могут
являться с большей непосредственностью. И еще. В любом случае для завершения творческого процесса
требуется дополнительная работа бодрствующего сознания. Таким образом, здесь проявляется важная
закономерность: именно то, что способствует озарению, - ослабление аналитической работы сознания -
отрицательно сказывается на завершающем этапе творческого процесса во сне, и поэтому
потенциальные открытия в сновидениях в большинстве случаев так и остаются "вещью в себе",
творчеством "для себя".
Но ведь решение мотивационного конфликта, на что направлены некоторые механизмы
психологической защиты, как раз и является творчеством "для себя", для "внутреннего употребления", то
есть, как и любое творчество, одной из форм поисковой активности. Отказ же от поиска решения даже
не осознаваемого конфликта ведет к столь же пагубным последствиям, как и сознательный отказ от
поисковой активности. И вот результаты некоторых исследований дают основание предполагать, что
важнейшая функция сновидений - поиск на "психическом уровне", компенсирующий отказ от поиска
решений реальных конфликтных ситуаций.
Разрешение конфликта во сне почти всегда условно, то есть реально только для иллюзорного
Hosted by uCoz