Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 120 
Next page End  

тогда как требование продолжить поиск выхода во что бы то ни стало аналогичен давно высмеянной
формуле "возьмите себя в руки". Если в личности у пациента при этом сохранено здоровое начало и
потребность в поиске, то она должна потом спонтанно проявиться в чистом творчестве, в действии, а
не в деятельности, в том, что в принципе не может быть фрустрировано. Таким образом, это не призыв
к пассивности - это призыв к отказу от тупикового пути, от той активности, которая сродни
невротической тревоге. Считайте, что вы уже имеете то, к чему стремитесь, и ведите себя
непринужденно и раскованно. Утверждение "ты уже достиг идеала" является той аксиомой, которая
разрешает внутренний конфликт, возникший из-за невозможности достичь желаемого. Личность
действительно возможна только в становлении и развитии, и поэтому утверждение "тебе нечего искать"
- лишь уловка для того, чтобы устранить препятствия на пути к такому развитию, это утверждение
высших возможностей в человеке, его трансцендентности.
Утверждение "тебе ничего не надо искать" основано на том же универсальном психологическом
принципе, что и требование "не думай о белой обезьяне" (после чего уже ни о чем другом думать не
удается), или предложение больному с нарушением сна - "не спите, и не надо, это вообще
необязательно". Поиск в его высшей форме творческой активности возникает, если снимается страх
перед его отсутствием или безуспешностью.
Если поисковая активность имеет такое важное биологическое значение, то почему же и в каких
ситуациях происходит отказ от поиска? Он возникает тогда, когда человек не видит выхода из ситуации,
представляющейся ему тупиковой. Он не находит возможностей преодолеть внешние препятствия и
противодействия других людей или не находит способов разрешения внутреннего конфликта. Это
происходит, например, когда человек полагает, что может добиться вожделенной цели только при таком
поступке, который приведет к утрате самоуважения и будет противоречить всем его принципам.
Однако объективно ситуация редко бывает действительно неразрешимой. Как правило, она
только воспринимается так человеком. И даже в тех случаях, когда жизненные события действительно
складываются фатально, у человека остается возможность пересмотреть свое отношение к ним, снизить
для себя их значимость. Такая переоценка, которой должна способствовать психотерапия, - это в
сущности способность увидеть новые стороны ситуации, понять или, вернее, почувствовать, какое в
действительности относительно скромное место занимает данный конфликт в бесконечно богатом мире
человеческих чувств и отношений. Но для этого прежде всего нужно, чтобы этот мир чувств и
отношений был действительно богат. Здесь мы подходим к природе неразрешимых конфликтов,
приводящих к отказу от поиска и дистрессу. Когда говорят о человеческом общении, имеют в виду
прежде всего речевое общение, которое обеспечивает однозначное взаимопонимание между людьми.
Самосознание, выделение себя из окружающего мира, способность к формированию абстрактных,
наиболее обобщенных понятий - все это неразрывно связано с речью.
Однако неизменяющаяся способность к восприятию себя в качестве познающего субъекта,
обеспечивая человеку необходимую автономию поведения, может оборачиваться и своей
противоположностью, когда выделение себя из мира переходит в отделение себя от мира, в отчуждение
от него. В этих случаях из всего обилия связей человека с миром остаются только однозначные,
линейные, уплощенные. Отношения субъекта с другими людьми и даже с природой могут приобрести
исключительно формальный характер. При этом отсутствует чувственное постижение другого человека.
Естественно, не остается места для эмпатии, чувства сопереживания, и нет ощущения сопереживания со
стороны другого человека. Мир при таком отношении с людьми и природой кажется холодным и
чужим, и человек оказывается в позиции противостояния миру, вместо того чтобы ощущать себя его
неотъемлемой частью.
Преобладание формально-логического мышления не только обедняет личность, лишая ее радости
восприятия мира во всем многообразии и удовольствия от ощущения себя неразрывной частью этого
неисчерпаемо богатого мира. Одновременно создаются еще и предпосылки для постоянных конфликтов
как с миром, так и с самим собой.
Дело в том, что логическое мышление по природе своей альтернативно. Оно не признает
амбивалентных отношений, одновременного принятия и отражения, полутонов между белым и черным,
промежуточных вариантов между "да" и "нет". Оно раздражающе правильное в мелочах, но из-за своей
нетерпимости приводит к ошибкам при применении к основным жизненным проблемам. Пусть твое
Hosted by uCoz