Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 120 
Next page End  

остаются для него скрытыми. В связи с этим возникло предположение, что причиной алекситемии
является нарушение связей между правым и левым полушариями. Однако такое нарушение связей
должно было бы дать картину, сходную с картиной рассечения мозолистого тела и разделения двух
полушарий. Поскольку этого не обнаружено, есть больше оснований предполагать, что в основе
алекситемии лежит функциональная недостаточность правого полушария, образного мышления. При
таком подходе получает объяснение и типичное сочетание алекситемии с уменьшением числа отчетов о
сновидениях и с обеднением сновидений.
Неполноценность образного мышления, проявляющаяся и в бодрствовании, и во сне, является,
на мой взгляд, краеугольным камнем самых разнообразных форм патологии, наряду со снижением
поисковой активности. Она проявляется в недостаточной сформированности и дифференцированности
такого основополагающего для человеческого поведения феномена, как образ собственного "Я". Как и
любой правополушарный образ, "образ Я" обладает всеми признаками многозначности и
неисчерпаемости, ибо находится в сложных, противоречивых и неисчислимых взаимосвязях с другими
людьми и с миром в целом.
Чтобы понять, как формируется "образ Я" и почему он делает человека уникальным, вспомним
интересный и несколько загадочный французский фильм "Мой американский дядюшка". Фильм этот
наполовину игровой, наполовину документальный. На первый и поверхностный взгляд, режиссер
поставил перед собой задачу прокомментировать на языке кино концепции крупного французского
физиолога и фармаколога профессора Лабори. Знаменитый профессор появляется в первых же кадрах и в
дальнейшем эпизодически на протяжении всего фильма и рассказывает о своих экспериментах,
поставленных на крысах. Попадая в тяжелую стрессовую ситуацию, более сильная и эмоционально
устойчивая крыса занимает доминирующее положение, всячески третируя и ущемляя партнера,
оказавшегося слабее, ставя его в подчиненное положение. И вскоре у подчиненного открывается язва
кишечника, крыса гибнет. Вслед за этим начинается игровое кино, актеры разыгрывают сцену, в которой
морально более слабый чиновник, оказавшись в конкурентных отношениях с сильным и агрессивным
коллегой, испытывает беспомощность, подавленность, страх, униженность и кончает острым приступом
язвы желудка. Чтобы подтвердить полное соответствие поведения человека и крысы, актеры в
кульминационный момент конфликта вдруг надевают крысиные маски, утрированно подчеркивая, что
между людьми и животными никакой разницы нет, и похоже, что это соответствует представлениям
уважаемого профессора. Весь фильм построен именно так: некоторые биологические закономерности,
выявленные на крысах, прямо переносятся на людей и иллюстрируются игрой актеров. Но у
внимательного зрителя в какой-то момент возникает подозрение: а не является ли такая прямолинейная
иллюстрация скрытой издевкой режиссера, не полемизирует ли он с профессором, утрируя его позицию
и доводя ее до абсурда? И это подозрение, похоже, подтверждается названием фильма. Ибо при чем тут
американский дядюшка? Об этом дядюшке есть всего одно мимолетное упоминание в фильме - когда
один из героев вспоминает, что в раннем детстве в семье существовала легенда о дяде, давным-давно
уехавшем в Америку, и о его неудачной судьбе. Легенда эта оказала существенное влияние на
становление характера героя. И вот этого короткого упоминания оказывается достаточно, чтобы дать
всему фильму название "Мой американский дядюшка". И, если я правильно понял замысел режиссера, то
это очень точный ход. Ибо эпизодический, казалось бы, факт серьезного влияния на характер мальчика
не реальных событий, а семейной легенды полностью опровергает всю систему рассуждений о прямых,
линейных параллелях между человеком и животными. У животных отсутствует весь этот
символический мир, мир культуры, который, существуя на идеальном уровне, способен оказывать на
развитие человека более существенное воздействие, чем самые серьезные реальные события. И поняв
это, начинаешь замечать, что аналогичные намеки рассыпаны по всему фильму: видишь, как
увлеченность литературными героинями определила становление еще одного персонажа фильма, и т.д.
Это не значит, что человек свободен от власти биологических закономерностей. Поисковая
активность сохраняет физическое здоровье и у человека, и у крысы, а реакция капитуляции приводит к
соматическим заболеваниям у тех и других. Но быть или не быть реакции капитуляции у человека,
определяется не только актуальной интуицией и не только прошлым опытом реальной жизни, а отнюдь
не в меньшей степени и опытом становления жизни духовной, на который влияют такие
"нематериальные" факторы, как прочитанные книги, просмотренные фильмы, семейные легенды - весь
Hosted by uCoz