Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 467 
Next page End  

109
Другая группа органов, наряду с аналогичными полномочиями в области
нормотворчества, наделена широкими административными полномочиями по
применению мер административного принуждения. В большинстве своем это органы,
на которые возложены контрольно-надзорные функции. К ним следует отнести прежде
всего Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических структур, Государственный таможенный комитет
Российской Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор и др.
Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти,
ориентированные на осуществление общего руководства, могут быть наделены также
полномочиями в области решения конкретных вопросов деятельности предприятий,
учреждений и организаций. Это бывает связано с значимостью таких вопросов и спе-
цификой функции того или иного органа. Например, Министерство юстиции
Российской Федерации осуществляет регистрацию общественных объединений
Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации выдает
лицензии на внешние перевозки автотранспортом и т.д.
Основы правового статуса таких органов нередко определяются законами,
указами Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются
положения о каждом из них.
2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
По отношению к единой системе исполнительной власти Российской Федерации
необходимо различать две группы органов исполнительной власти субъектов
Федерации. Первую группу составляют органы, которые вместе с федеральными
органами исполнительной власти образуют единую систему. Ее основу составляют
пределы ведения Российской Федерации и полномочия Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации. Вторую группу составляют органы исполнительной власти субъектов
Федерации, образуемые по предметам ведения, не отнесенным к ведению Российской
Федерации и ее совместному ведению с субъектами Федерации (п. 2 ст. 77
Конституции Российской Федерации).
Субъекты Федерации формируют свои системы органов в соответствии с
нормативно-правовыми актами, устанавливающими общие принципы организации их
органов государственной власти. Установление таких принципов относится к
совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По этому предмету
предусматривается издание федеральных законов, в соответствии с ними законов и
иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации.
Системы органов исполнительной власти различных субъектов Федерации имеют
существенные различия в количестве и формах составляющих их органов. Однако
организация исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеет свою
логику, определенную сложившейся "корпоративной структурой общественной жизни
(здесь выделяются отрасли, их комплексы и т.д.). Поэтому в субъектах Российской
Федерации действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой,
межотраслевой компетенции. Но их формы не унифицированы. В субъектах
Российской Федерации они определяются с учетом исторических, национальных
традиций, стремления прервать психологическую связь населения с прошлым, и, не в
последнюю очередь, субъективными представлениями и «вкусами», симпатиями к
зарубежному опыту тех, от кого зависит решение этого вопроса. Иногда импровизации
на этот счет приводят к неудачным решениям. Вряд ли можно оправдать привнесение
на российскую землю таких наименований местных органов власти, как «мэр»,
«префект» и т.п., не соответствующих традиционным русским названиям местных
управленческих структур.
Hosted by uCoz