Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 467 
Next page End  

145
2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и
учреждений
Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий
и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы:
а) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех видов
собственности;
б) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;
в) нормы, адресуемые муниципальным предприятиям и организациям;
г) нормы, адресуемые негосударственным корпоративным предприятиям и
учреждениям.
Нормы группы «а» закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии
предприятий и учреждений с органами прежде всего исполнительной власти. Они в
качестве принципов устанавливают:
запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность
предприятий; государственную регистрацию предприятий, порядок ее осуществления
и основания для отказа в регистрации; обязательность для предприятий ведения
бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам
информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной
системы сбора и обработки экономической информации. Предприятия, независимо от
видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны, соблюдать
законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой
режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-
гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников предприятий,
населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т.д.
Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за
соблюдением соответствующего законодательства и в этой части могут вмешиваться в
деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного
воздействия, предусмотренные законодательством. Предприятия признаны субъектами
определенных видов административных правонарушений (земельного зако-
нодательства, правил и норм в области строительства и т.д.).
В определенных случаях предприятия обязаны получать разрешение на занятие
данным видом хозяйственной деятельности.
Наличие общего в содержании административно-правового статуса предприятий
сочетается с его особенностями, присутствующими прежде всего в статусе
государственных, муниципальных и негосударственных, корпоративных предприятий.
Положение законодательства о том, что предприятиям независимо от вида
собственности и их организационно-правовых форм гарантируются равные условия
деятельности, является алогичным, имеющим больше политическую, чем правовую
концепцию.
Особенности административно-правового статуса государственных предприятий
проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К
ведению государственных органов относится создание предприятий; определение
предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; управле-
ние предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности
руководителей;* доведение в установленных случаях государственных заказов;
реорганизация и ликвидация государственных предприятий.
______________________
*  Собрание актов Президента и Правительства Российской федерации. 1994 ¹ 8
Ст. 593; Указ Президента Российской федерации от 10 июня 1994 года «О некоторых
мерах по обеспечению государственного управления экономикой» // Российские вести.
1994. 16 июня, ст. 295, 296 ГК РФ. 
Hosted by uCoz