Navigation bar
  Print document Start Previous page
 153 of 467 
Next page End  

153
Общий правовой режим предполагает подзаконность деятельности органов
исполнительной власти. Следовательно, они обязаны соблюдать и исполнять законы,
устанавливающие правовое положение предприятий, учреждений. Противоправные
акты и действия указанных органов, ограничивающие самостоятельность предприятий,
учреждений, подлежат отмене компетентными органами. Органы исполнительной
власти юридически обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и
законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей.
Для гарантий самостоятельности предприятий, учреждений важным является
общий запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий,
учреждений и установление исключений из него только законодательством. Он в
полной мере относится также к отношениям между органами исполнительной власти и
предприятиями, учреждениями.
Правовым препятствием для противоправного ограничения самостоятельности
предприятий, учреждений служат нормы, закрепляющие компетенцию органов
исполнительной власти. Характер их компетенции таков, что они отстранены от
непосредственного управления повседневной деятельностью предприятий,
учреждений, не обладают правом совершать по отношению к ним административно-
распорядительные акты как формы текущего руководства.
Наряду с этими гарантиями законодательством предусмотрены права
предприятий и учреждений на защиту своей самостоятельности в административном и
судебном порядке. Так, предприятие, учреждение имеет право не выполнять
требования государственных органов, на которых законодательством возложена
проверка деятельности предприятия, учреждения по вопросам, не входящим в их
компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету
контроля.
Закон нередко предусматривает запрещение совершения определенных действий
в отношении предприятий, учреждений (запрещается отказ в государственной
регистрации по мотивам нецелесообразности создания предприятия, учреждения),
устанавливает прямые обязанности государственных органов перед предприятиями,
учреждениями (например, заявление предприятия о разрешении занятия данным видом
деятельности должно быть рассмотрено в недельный срок и т.д.).
Предприятие, учреждение имеет право обращаться в суд с заявлением о
признании недействительным акта государственного органа или органа местного
самоуправления, не соответствующего закону или иным правовым актам и
нарушающего его права и охраняемые законом интересы.
Соблюдение законности во взаимоотношениях между органами исполнительной
власти и предприятиями, учреждениями входит в сферу общего надзора органов
прокуратуры.
2.5.5. Фонды
Фонды не являются органами исполнительной власти. ГК РФ определяет фонд
как не имеющую членства некоммерческую организацию, учреждаемую гражданами и
юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов,
преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или
иные общественно полезные цели (ст.118).
Закон Российской Федерации от 14 апреля 1994 года «Об общественных
объединениях» ввел понятие общественного фонда, определение которого сходно с
вышеизложенным, но не во всем. Во-первых, по смыслу закона возможно
функционирование фондов как получивших государственную регистрацию, так и
незарегистрированных. В последнем случае фонд не приобретает гражданской
правоспособности. Во-вторых, допускается создание иных видов фондов: частных,
корпоративных, государственных, общественно-государственных и др. Их создание,
Hosted by uCoz