Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 467 
Next page End  

163
Формы же государственно-управленческой деятельности следует понимать в
широком смысле, т.е. как всю совокупность совершаемых в процессе
функционирования исполнительных органов (должностных лиц) действий, включая и
те, которые не носят характер прямого юридического воздействия. Они, как более
общая категория, включают в свой состав формы реализации исполнительной власти,
но могут пониматься и более узко, т.е. как совокупность действий, совершаемых
исполнительными органами (их аппаратом) за рамками непосредственного
управляющего воздействия.
Налицо — следующая методологическая и фактическая позиция:
не все, что практически совершается в процессе государственно-управленческой
деятельности, прямо выражает задачи и функции исполнительной власти; многие
действия управленческого характера служат интересам «самоорганизации».
Обобщая изложенные положения, можно утверждать, что под формой управления
понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного
лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные
последствия.
Если такого рода управленческие действия вызывают последствия юридического
характера или же имеют определенное юридическое значение, их обобщенно можно
обозначить в качестве административно-правовых форм.
3.1.2. Виды административно-правовых форм
Формы управленческой деятельности многообразны. Следовательно, единое по
своей сути понятие таких форм нуждается в определенной классификации.
Выбор тех или иных форм зависит от многих обстоятельств. На него оказывают
влияние, например, следующие факторы: характер компетенции данного органа
(должностного лица); особенности объекта управляющего воздействия (влияние формы
собственности, в частности); конкретные цели совершаемых управленческих действий;
характер решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов; характер
вызываемых данными действиями последствий и т.п.
Формы управленческой деятельности требуют в необходимых случаях
определенной юридической регламентации. Однако степень такой регламентации
различна и зависит от целевой «нагрузки» соответствующих форм.
Так, очевидно, что те из них, в которых находит свое внешнее выражение
непосредственное управляющее воздействие на тот или иной объект, которые
опосредствуют взаимоотношения между субъектом и объектом управления, которые,
наконец, по существу являются формами реализации исполнительной власти,
регламентируются в максимальной степени. Наиболее показательны в этом смысле
прежде всего действия исполнительных органов (должностных лиц) по подготовке и
изданию правовых актов, влекущих отчетливо выраженные юридические последствия.
В значительно меньшей степени регламентированы формы, не влекущие прямых
юридических последствий. Исполнительным органам (должностным лицам)
предоставляется возможность самостоятельного выбора их, но при условии, что такого
рода формы деятельности, во-первых, не выходят за рамки общих требований
законности и, во-вторых, соответствуют компетенции данного субъекта управления
(например, проведение консультаций, совещаний и т.п.).
Регламентация форм управленческой деятельности осуществляется
административно-правовыми нормами. Как правило, такого рода нормы содержатся в
тех юридических актах, которыми закрепляется организационно-правовой статус
исполнительного органа (должностного лица). Это, например, положения о
министерствах, должностные инструкции и т.п. Внутриорганизационная деятельность
субъектов исполнительной власти может регламентироваться административно-
правовыми нормами, содержащимися в различного рода нормативных документах,
Hosted by uCoz