Navigation bar
  Print document Start Previous page
 165 of 467 
Next page End  

165
такого процесса не являющиеся, однозначно относятся к неправовым
(организационным, аналитическим, обеспечительным и т.п.).
Исполнительная же власть с учетом ее особенностей реализуется только ее
субъектами (а не аппаратными подразделениями совещательного, подготовительного и
иного вспомогательного типа) и только в правовых формах. Но это, конечно, не
умаляет значимости неправовых форм.
Как правило, в числе форм управленческой деятельности называют: издание
нормативных актов, издание индивидуальных (административных) актов, заключение
договоров, осуществление организационных (организационно-технических) действий,
выполнение материально-технических операций. Иногда к ним добавляют применение
мер административного принуждения. Последнее явно ошибочно, ибо меры такого
рода не реализуются сами по себе, а в обязательном порядке «оформляются»
соответствующими правовыми актами, либо совершаются на основе таких актов в
рамках «иных юридически значимых действий» (например, меры физического
принуждения). С выделением договоров можно согласиться при условии обозначения
их в качестве административно-правовых; в таком случае они включаются в состав
правовых форм.
Относительно организационно-технических и материально-технических операций
(действий) следует иметь в виду, что последние вообще не могут рассматриваться в
качестве форм управленческой деятельности. Их роль исключительно вспомогательная
(делопроизводство, экспедиция, транспорт, охрана и т.п.), а форма выражения—
неправовая. Реализацию исполнительной власти они, конечно, не выражают;
осуществляют их не управленческие работники, а обслуживающий персонал.
Природа организационных действий и их назначение совершенно иные. Их
совершают государственные служащие — административно-управленческие
работники, в действиях которых находит свое практическое выражение повседневная
работа, возложенная на данный исполнительный орган. Это — специалисты,
исполнители, функционеры, т.е. оперативный персонал данного органа, работающий
под непосредственным руководством со стороны должностного лица, возглавляющего
этот исполнительный орган. Они занимают служебные должности в его аппарате,
закрепляющие соответствующие функции и полномочия каждого из них. В
определенном объеме они совершают юридически значимые действия, но не
облеченные в форму правовых актов управления. Поэтому эти их действия могут быть
отнесены к правовым формам государственно-управленческой деятельности, но далеко
не во всех случаях — к формам реализации исполнительной власти. Как правило,
совершаемые ими действия замыкаются в границах аппарата данного исполнительного
органа (например, инспектор либо иного рода специалист структурного подразделения
аппарата такого органа). В некоторых случаях такой работник наделяется
компетенцией внешне-властного характера (например, главный бухгалтер,
руководитель департамента министерства и т.п.).
Следовательно, неправомерно обозначать все многообразие подобного рода
управленческих действий как организационные. Предпочтительней характеризовать их
как функциональные действия, ибо они направлены на обеспечение реализации именно
функций данного исполнительного органа в рамках преимущественно
внутриаппаратных служебных отношений. Такого рода действия либо предшествуют
реализации исполнительной власти, либо являются следствием, вытекающим из
процесса такой реализации, либо, наконец, служат одним из вариантов этой реализации
в пределах компетенции определенного должностного лица.
Все они могут быть как правовыми, так и неправовыми. Таким образом,
классификационный подход к формам управления подводит к выводу о наличии
правовых либо неправовых форм. Реализация исполнительной власти возможна только
Hosted by uCoz