Navigation bar
  Print document Start Previous page
 169 of 467 
Next page End  

169
В соответствии с ним правовые акты управления подразделяют на нормативные и
индивидуальные.
Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию
административного права. В них содержатся административно-правовые нормы,
регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем
установления определенных правил должного поведения в сфере государственного
управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имеющих
конкретного, т.е. персонифицированного, адресата (например, нормы, содержащиеся в
правилах дорожного движения, в санитарно-гигиенических правилах и т.п.,
распространяются на всех, кто так или иначе совершает определенные действия в
названных областях).
Нормативные акты управления являются наиболее емким выражением процесса
реализации исполнительной власти. Это — юридические акты подзаконного
административного нормотворчества или правоустановительные акты. Их
подзаконность — свидетельство вторичности такого нормотворчества. Тем не менее
роль управленческих нормативных актов существенна, что находит свое выражение в
их содержании. Такого рода правовыми актами:
а) конкретизируются нормы высшей юридической силы, т.е. содержащиеся в
законодательных актах. Например, на основании Закона о Правительстве Российской
Федерации последним был утвержден регламент заседаний Правительства,
конкретизирующий и детализирующий общие нормы, содержащиеся в названном
Законе;
б) определяются типовые правила поведения в сфере государственного
управления. Например, таможенные правила, правила приватизации государственных и
муниципальных предприятий и т.п.;
в) проводятся в жизнь различного рода социально-экономические программы.
Например, программы приватизации, демонополизации и т.п.;
г) определяется организационно-правовой статус звеньев исполнительного
аппарата, непосредственно подведомственных Президенту или Правительству
Российской Федерации (аналогичные акты принимаются на нижестоящих уровнях
государственной организации России). Например, положения о министерствах,
государственных комитетах и федеральных службах Российской Федерации;
д) обеспечивается механизм реализации конституционного статуса граждан и
общественных объединений (например, о свободе совести и вероисповеданий, об
образовании и т.п.);
е) устанавливаются необходимые ограничения и запреты, возлагаются
специальные обязанности или предоставляются специальные права, реализуемые в
сфере государственного управления. Например, о чрезвычайном положении, о въезде и
выезде из страны и т.п.;
ж) формируются основные линии взаимодействия различных участников
управленческих отношений. Например, о взаимоотношениях исполнительных органов
различных субъектов федерации и т.п.;
з) осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления
порядка отношений. Например, о судебном обжаловании неправомерных действий
исполнительных органов (должностных лиц) и т.п.
Нормативные акты управления являются одним из источников российского
административного права. Они служат правовой основой для возникновения,
изменения и прекращения конкретных административно-правовых отношений, но сами
их не создают.
Таким образом, нормативными актами решаются наиболее важные,
принципиальные управленческие проблемы. Это их качество, например, ярко
выражено в Законе о Правительстве Российской Федерации, в ст. 30 которого
Hosted by uCoz