Navigation bar
  Print document Start Previous page
 185 of 467 
Next page End  

185
интересам осуществления управляющего воздействия. Однако далеко не во всех этих
средствах такое воздействие находит свое прямое выражение. Тем не менее они также
квалифицируются в качестве методов управления.
Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна,
но связываются они с решением задач иного порядка. Так, очевидно, что для принятия
управленческого решения в виде правового акта субъект исполнительной власти
предварительно проводит значительную работу, как-то: проведение определенных
расчетов, создание схем возможных взаимосвязей, вызываемых данным решением,
изучение результатов, достигнутых исполнением предыдущих решений по
аналогичным вопросам и т.п. В этих целях используются разнообразные средства —
социологические, математические, графические и т.п. Все эти и подобные им действия
выполняются до принятия решения в целях выработки его наиболее эффективного
варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в
будущем управленческом решении.
В равной мере можно характеризовать и иные действия управленческого
характера, например, способы принятия управленческих решений (коллегиальный,
единоличный, по согласованию, совместный и т.п.). В аппарате органов управления
происходит распределение компетенции и ответственности между его структурными
подразделениями и отдельными должностными лицами и т.п.
Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой
работы. Но для того, чтобы признать их методами управления оснований не имеется,
так как все они не выражают непосредственное управляющее воздействие. Нет здесь и
отношений между субъектом и объектом управления, ибо все действия замыкаются в
рамках аппарата данного исполнительного органа. Но, если нет управляющего
воздействия, нет и собственно методов управления.
Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных методов управления
математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и
прочие средства, ни в коей мере не умаляя при этом их значимости и для обеспечения
нормальной работы аппарата управления. Подобного рода действия можно отнести к
так называемым организационным мероприятиям (операциям), находящим свое
внешнее выражение, как правило, в неправовых формах государственно-
управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических последствий
внешнего характера, т.е. не оказывающих влияние на объект управления.
Таким образом, следует различать:
а) методы управляющего воздействия', они всегда имеют внешнее юридически-
властное значение и выражение и являются собственно методами управления;
б) методы организации работы аппарата управления; они имеют чисто
внутриаппаратное значение;
в) методы совершения отдельных управленческих действий; это методы
процедурного характера.
Первые из них —
административно-правовые методы. В них проявляются все
основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках
которой реализуется исполнительная власть. С помощью такого рода методов,
имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной
власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем
использования административно-правовых форм управления. Налицо — прямая связь
между административно-правовыми формами и административно-правовыми
методами. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в
нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.
Проблема административно-правовых методов чрезвычайно актуальна. Она
обострена в настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям, с
серьезными изменениями в механизме государственного управления и в
Hosted by uCoz