Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 467 
Next page End  

19
Во всех названных видах управленческих отношений непременно участвует тот
или иной исполнительный орган. Без него управленческие отношения в
административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только он в состоянии в
юридической форме выражать волю и интересы государства, практически
реализовывать в исполнительном варианте государственную власть. Поэтому такого
рода отношения не могут возникать между гражданами, между общественными
объединениями и внутри них. Отношения между государственными предприятиями, а
также коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах,
регламентируются не административным, а гражданским правом, так как они связаны
не с управленческой, а с хозяйственной (имущественной) деятельностью.
В современных условиях управленческие отношения в административно-
правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного
устройства Российской Федерации. Основой в данном случае служит Федеративный
договор и его ведущие позиции, закрепленные Конституцией Российской Федерации
(ст. 5, 71—72). По этому критерию можно выделить следующие основные
управленческие отношения:
а) между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными
органами субъектов федерации, т.е. республик, краев, областей, автономных областей,
округов, городов федерального значения. Это, например, отношения между
Правительством Российской Федерации и правительствами республик,
администрацией краев и областей и т.п.;                                                
б) между органами исполнительной власти различных однопорядковых
субъектов федерации (например, между правительствами двух республик,
администрациями двух областей и т.п.);
в) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов федерации
(например, между администрациями края и входящего  в его состав автономного
округа).                           
Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от
конкретных целей их возникновения и, соответственно, административно-правового
регулирования. По этому критерию выделяются две группы таких отношений:
а) внутренние или внутриорганизационные, внутрисистемные. Это отношения,
связанные с формированием управленческих структур, определением основ
взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей,
прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п. Такого
рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы
исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них
выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а
также должностные лица; 
б) внешние отношения, связанные с непосредственным воздействием на
объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на
граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).
В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и уч-
реждениями, так как они не являются субъектами исполнительной  власти. 
Изложенные позиции, относящиеся к общей характеристике управленческих
отношений, составляющих предмет административного права, нуждаются в некоторых
дополнениях.
Во-первых, в специально предусмотренных действующим законодательством
Российской Федерации или подзаконными административно-правовыми нормами
случаях в управленческих отношениях, регулируемых административным правом,
субъект исполнительной власти может отсутствовать. Но он в подобной ситуации
обязательно заменяется равнозначной по юридическому смыслу стороной, которая
наделена необходимым объемом полномочий, имеющих юридически-властный
Hosted by uCoz