Navigation bar
  Print document Start Previous page
 253 of 467 
Next page End  

253
государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например,
суды, прокуратура, государственные инспекции, федеральные надзоры и др.).
Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины,
наделены для этого юридически-властными полномочиями, что придает их
деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в
качестве способа обеспечения законности и дисциплины.*
_____________________
*   Советское административное право / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 1985. С. 258. 
Она осуществляется различными органами государственной власти, а также
местного самоуправления.
Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту
Российской Федерации как гаранту Конституции Российской федерации, прав и свобод
человека и гражданина.
В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины в сфере
управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции
контроль и его разновидности — проверку исполнения и надзор.
Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией.
Сущность и назначение контроля состоит:
а) в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного
объекта;
б) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности
и дисциплины на нем;
в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений
законности и дисциплины;
г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;
д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении
законности и дисциплины.
Иначе говоря, посредством контроля его субъекты выясняют, соответствует ли
деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц
установлениям правовых норм. Вместе с тем, контролю подлежат те действия граждан
и их общественных объединений, которые «замыкаются» на сфере управления.
Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и неуклонное
исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение
дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами,
предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями,
гражданами.
Проверка исполнения тесно связана с контролем и является составной частью
контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить,
что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта,
соответствующего решения (например, вышестоящего органа управления).
Проверка исполнения является также необходимым и неотъемлемым элементом
повседневной, оперативной управленческой деятельности руководителей различного
ранга (уровня), поскольку одной из их обязанностей является наблюдение за
своевременным и правильным исполнением возглавляемыми ими или подведомствен-
ными им органами, предприятиями, организациями, работниками различных решений,
указаний, распоряжений, мероприятий, служебных и трудовых обязанностей.
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих,
подразделяется на два вида.
Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за
соблюдением законов в сфере управления (общий надзор) (см. гл. 25, §6).
Hosted by uCoz