Navigation bar
  Print document Start Previous page
 266 of 467 
Next page End  

266
Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов
граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных
интересов, тем самым способствуя укреплению законности.
Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов.
В процессе своей деятельности они осуществляют и другую функцию, в частности —
функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий
органов исполнительной власти, их должностных лиц.
Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в
управлении состоит в его 'правовой оценке действий и решений органов
исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности,
прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий
и причин их порождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и
законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд Российской
Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Важная роль в обеспечении законности в сфере управления принадлежит
Конституционному Суду Российской Федерации. Его правовой статус определен
Конституцией Российской Федерации (ст. 125), Законом Российской Федерации от 24
июня 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации».*
________________________
*   Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. ¹ 13. Ст. 1447.
Конституционный Суд Российской Федерации, являясь судебным органом
конституционного контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно
вопросы права. Он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации
федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, обеих
палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации; конституций
республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и др.
Он также разрешает споры о компетенции между федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими
государственными органами субъектов Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению и разрешению указанных дел в Конституционном Суде
Российской Федерации является обращение (ходатайство или запрос) в
Конституционный Суд Российской Федерации Президента Российской Федерации,
обеих палат федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или
депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного
Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,
органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основанием же к рассмотрению дела является выявленная неопределенность в
вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной
нормативный акт и т.п.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает также дела,
связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их
конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению
Hosted by uCoz