Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 467 
Next page End  

27
исполнительной власти, вовсе не означает отказ от административно-правового
регулирования управленческих общественных отношений вообще.
С большой долей достоверности можно утверждать, что в условиях развития
рыночных отношений соответствующим образом меняются формы и методы
осуществления исполнительной власти под прямым влиянием изменений в
юридическом статусе различных объектов, ранее находившихся в организационном
подчинении многочисленных органов государственного управления отраслевого, меж-
отраслевого, территориального и иного характера. Такого рода изменения затрагивают
прежде всего содержание административного права, не лишая его роли одного из
необходимых и в новых условиях юридических регуляторов общественных отношений.
В качестве такого рода процессов можно назвать, например: сокращение масштабности
централизованного (общефедерального) административно-правового регулирования,
отнесенного к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации;
существенное возрастание роли региональных регуляторов; усиление значимости
норм-программ и рекомендательных норм, равно как и административно-правовых
дозволений; «выход» на приоритетные позиции управленческой деятельности
контрольно-надзорного и правоохранительного характера;
обеспечение реальной, а не декларативной самостоятельности (начал
самоорганизации) на всех уровнях государственной организации и т.п.
Служебная роль административного права в современных условиях определяется
также и другими существенными обстоятельствами, вытекающими непосредственно из
его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны, как непременного
элемента правового государства, административное право в отличие от многих других
правовых отраслей имеет и укрепляет свои собственные юридические средства защиты
от посягательств на правовой режим в сфере функционирования механизма
исполнительной власти. Невыполнение или недобросовестное выполнение требований
административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие пре-
дупредительных, пресекательных и карательных средств административно-
принудительного характера. Среди них особая роль отводится институту
административной ответственности, а также административному процессу.
Важнейшее значение при этом имеет то, что с помощью административной
ответственности все в большей
мере осуществляется защита не только управленческих общественных
отношений, но и многих других (финансовых, трудовых, природоохранных и т.п.).
Во многих случаях административное право не только защищает иные
общественные отношения, но и может выступать в роли их регулятора. Так,
действующее российское законодательство использует нормы административного
права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и
других отношений. Ими, например, определяются: порядок взимания налогов и сборов,
государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные
организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения
и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции
различных надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права
(природоохранительные инспекции) и т.п.
Изложенные ранее особенности административно-правового регулирования во
многом предопределены ассимиляцией действующей в Российской Федерации
правовой системы, в результате чего наблюдается «перекрещивающееся»
взаимодействие отраслей права. Особенно это характерно для так называемых «новых»
правовых отраслей типа коммерческого, предпринимательского, природоохранного,
банковского права и пр. Следует, однако, при этом иметь в виду, что реально это не
отрасли права, а отрасли законодательства. На  подобной основе конструировать
систему правовых отраслей не представляется возможным. В противном случае мы
Hosted by uCoz