Navigation bar
  Print document Start Previous page
 287 of 467 
Next page End  

287
7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в
управлении 
7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между
органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
Данная проблема производив от конституционного разграничения предметов
ведения и полномочий между Российской Федерацией как единым государством и ее
субъектами. Однако за пределами компетенции органов исполнительной власти
вообще находятся вопросы правосудия и прокурорского надзора как особых
конституционных функций. Взаимодействие с судами, органами прокуратуры
осуществляется в основном в порядке реализации полномочий органами испол-
нительной власти по материально-техническому обеспечению деятельности органов
судебной власти и прокурорского надзора, а также осуществления последними своих
полномочий по обеспечению законности в деятельности органов управления.
Сферы компетенции законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти в основном совпадают. Это во многом определяется
целями управления. Его повседневное функционирование связано и подчинено
осуществлению задач государственной деятельности в соответствии с компетенцией
Российской Федерации и ее субъектов во всех других, кроме названных, отраслях и
сферах деятельности. Тем не менее остается фактом то, что в законодательстве
полномочия между законодательными (представительными) и исполнительными
органами государственной власти не разграничены.
Предметы ведения и полномочия, реализация которых предполагает включение
механизма исполнительной власти, разнообразны: регулирование и защита прав и
свобод человека и гражданина; регулирование и защита национальных меньшинств;
установление системы федеральных органов исполнительной власти и порядка их
организации и деятельности; федеральная государственная собственность и управление
ею; установление основ федеральной политики и разработка федеральных программ в
области государственного, экономического, экологического, социального, культурного
и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ еди-
ного рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; основы
ценовой политики; Федеральные экономические службы; федеральный бюджет;
федеральные налоги и сборы; федеральные фоны регионального развития;
федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся
материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;
деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения;
внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность;
оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия,
боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых
веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и
защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства,
исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской
Федерации; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и
исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и
бухгалтерский учет; федеральная государственная служба.
Основы разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее
субъектами закреплены Конституцией Российской Федерации, Федеративным
договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Отдельные договоры уже заключены между Российской Федерацией и Татарстаном,
Башкартостаном и некоторыми другими субъектами Российской Федерации.
Однако Федеративный договор действует в той части, в которой не противоречит
положениям Конституции Российской Федерации. Например, он противоречит ст. 5
Hosted by uCoz