Navigation bar
  Print document Start Previous page
 289 of 467 
Next page End  

289
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. К этой части компетенции
органов государственной власти субъектов Российской Федерации применим принцип:
«Разрешено все, что не запрещено законом». Однако реализация этого принципа не
может противоречить положениям Конституции Российской Федерации и основанному
на ней федеральному законодательству.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации данный вопрос
также решается по-разному. В одних конституциях, уставах собственно их предметы
ведения и полномочия не очерчены, в других — им отведены самостоятельные
разделы.
Говоря о разграничении компетенции между органами государственной власти
Российской Федерации и ее субъектами, следует иметь в виду, что термин
«компетенция» в этом аспекте в Конституции Российской Федерации не употребляется.
В ней идет речь, в одном случае, о «предметах ведения и полномочиях (ст. 11), в
другом — о «ведении» (ст. 71, 72). Термином «ведение», по смыслу Конституции
Российской Федерации, охватывается более широкий диапазон их компетенции.
Например, к ведению Российской Федерации отнесена оборона. Но вряд ли точно
«оборону» выражать в терминах «предмет и полномочия». Скорее это государственная
функция, справедливо отнесенная к ведению Российской Федерации.
Характерным для разграничения предметов ведения и полномочий является
отсутствие в Конституции Российской Федерации дифференциации их по отраслям
управления как в предшествующих конституциях. Это вызвано разграничением
собственности по уровням, объекты которой могут принадлежать вместе с тем к
различным отраслям экономики, социально-культурной и иной деятельности. Как
известно, в настоящее время в связи со сменой экономической системы, представление
об управлении отраслями изменилось.
В Конституции как равнозначные употребляются понятия разграничение
предметов и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов, и между Российской Федерацией и субъектами Российской
Федерации. В основе второго положения лежит неверная концепция, допускающая
противопоставление целому частей, из которых оно состоит, в частности субъектов
Российской Федерации самой Российской Федерации, будто бы существующей вне
составляющих ее субъектов. Именно эта концепция может быть использована для
дезорганизации государственного управления, общего для всей страны.
За пределами компетенции органов исполнительной власти находятся многие
вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации и ее субъектов:
государственная символика, принятие законодательных актов, судоустройство,
прокуратура; амнистия и помилование; правосудие и др.
В других областях, опираясь на базовое регулирование, которое образуют законы,
органы исполнительной власти осуществляют многогранную деятельность по
государственному руководству обществом.
В общем виде компетенция между органами государственной власти российской
Федерации и ее субъектов по управлению разграничивается следующим образом.
Федеральные органы исполнительной власти сосредотачивают в своих руках
предметы ведения и полномочия, имеющие общероссийское значение. Какие именно,
вытекает из положений ст. 71 Конституции Российской Федерации. Это ключевые
вопросы государственного, экономического, экологического, социального, культурного
и национального развития Российской Федерации как целостного государства, в том
числе регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; управление
федеральной собственностью; установление правовых основ единого рынка;
финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия;
установление основ ценовой политики; разработка и исполнение федерального
бюджета; руководство федеральными энергетическими системами и коммуникациями;
Hosted by uCoz