Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 467 
Next page End  

29
Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным
(государственным) правом. Будучи ведущей отраслью российского права,
конституционное право закрепляет основные принципы организации и
функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном
механизме, правовые основы их формирования, их взаимоотношений с субъектами
других ветвей единой государственной власти (ст. 10, 11, 71—72, 77, 83—88, 102—103,
110—117, 125 Конституции Российской Федерации); права и свободы человека и
гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере
государственного управления (ст. 85, 103, 111, 117) и т.п. Многие стороны организации
и деятельности механизма исполнительной власти определяются федеральными и
иными законодательными нормами. Административное право берет исходные начала в
нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при
этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных
звеньев системы исполнительной власти; административно-правовой статус
конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-
правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой
деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной
организации и т.п.
Гражданское и административное право регулируют нередко с внешней стороны
сходные общественные отношения имущественного характера, ориентируясь на
преобладающее значение тех или иных элементов метода правового регулирования (на
началах договора либо административного предписания). Аналогично решается вопрос
о соотношении трудового и административного права. Наиболее сложно проведение
граней между, например, административным правом и такими отраслями, как
финансовое, земельное право. Механизм их соотношения таков, что фактически
значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей,
регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми
средствами.
Границы действия норм уголовного и административного права определяются
характером и направленностью соответствующих запретов.
Административное право Российской Федерации, занимая определенное и
значительное место в ее правовой системе, вместе с тем имеет и свою внутреннюю
структуру или систему. Традиционно, т.е. так, как это принято при построении многих
правовых отраслей, административное право подразделялось на две части: общую и
особенную. По существу подобное его построение сохраняется и сейчас. Однако имеет
место известная модернизация, имеющая перспективное значение. Так, в настоящем
учебнике бывшая общая часть представлена в качестве основных методологических
позиций, позволяющих проникнуть в суть данной отрасли российского права. Соот-
ветственно эта часть названа —
«Сущность и основные институты
административного права». Тем самым чисто юридические положения сочетаются с
необходимыми теоретическими обоснованиями. Бывшая особенная часть представлена
как «Административно-правовая организация управления экономикой, социально-
культурной и административно-политической сферами». В ней дается юридический
анализ конкретных и разнообразных проявлений административно-правового
регулирования в различных сферах общественной жизни.
В перспективе предусматривается выделение еще одной части, а именно —
«Административно-процессуального права», место которой между двумя нынешними
частями. Пока данная весьма важная проблематика отражена в рамках характеристики
одного из основных институтов административного права, т.е. в первой части. Пока
еще нет прочных оснований для того, чтобы, опираясь на качественный нормативный
материал, выделить эту часть в самостоятельную.
Hosted by uCoz