Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 467 
Next page End  

30
1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
Под субъектом административного права понимается лицо или организация,
которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом
управленческих общественных отношений. Круг таких субъектов многообразен.
Главное, что объединяет их — это обладание ими особым юридическим качеством, а
именно административной правоспособностью.
Административная правоспособность — проявление общей правоспособности,
т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности
данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного
рода правовые отношения. Это — способность приобретать соответствующий комп-
лекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.
Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правовых
отношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно-
правовых отношений такой предпосылкой является административная
правоспособность, выражающаяся в определяемой административно-правовыми
нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые
обязанности и права и нести юридическую ответственность за практическую их
реализацию в сфере государственного управления.
Административная правоспособность в своей сущности определяется
особенностями указанной сферы. Соответственно каждый, кто нормами
административного права наделен обязанностями и правами в этой сфере,
рассматривается в качестве субъекта административного права. Характерным для них
свойством является возможность быть участником конкретных административно-
правовых отношений, но не само это участие. Следовательно, говоря о субъектах
административного права, необходимо иметь в виду прежде всего не их перечень, а
основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого из
них (см. подробней об административно-правовом статусе конкретных субъектов
административного права в разделе II).
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и
коллективными.
К числу индивидуальных субъектов относятся граждане Российской Федерации,
иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными
субъектами являются государственные служащие. Их особенностью является то, что
проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными
представителями того или иного органа исполнительной власти. Естественно, что это
накладывает свой отпечаток на их правовое положение, отличая
их от иных
индивидуальных субъектов административного права.
К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В
их числе различные по своему назначению и статусу организации — государственные
и негосударственные.
Государственные организации как субъекты административного права: органы
исполнительной власти (государственного управления);
государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения
(корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной
власти, наделенные собственной компетенцией.
Негосударственные организации как субъекты административного права:
общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые
коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные
предприятия и учреждения.
Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, могут
быть, при соблюдении установленных административно-правовыми нормами условий,
Hosted by uCoz