Navigation bar
  Print document Start Previous page
 318 of 467 
Next page End  

318
Характерным для этой разновидности контроля и надзора является то, что он
распространяется на организации и физических лиц, а также на государственные и
негосударственные организации.
Вневедомственный контроль и надзор отраслевого профиля осуществляется за
соблюдением нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной
отрасли. Его объектами могут быть как государственные, так и негосударственные
организации, а также физические лица. Примерами его являются санитарно-
эпидемиологический контроль и надзор, который осуществляется в области здра-
воохранения в отношении организаций, а также физических лиц; государственный
контроль в области высшего образования, осуществляемый подразделениями
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;
контроль за соблюдением правил пользования транспортом и т.д.
Специфические виды ведомственного контроля распространяются главным
образом на объекты той или иной отрасли. Его цели и конкретные формы
определяются особенностями основной деятельности поднадзорных объектов. На
железнодорожном транспорте действуют подразделения по надзору за обеспечением
безопасности движения на морском — безопасности мореплавания, в атомной
промышленности — атомнадзор за ядерной безопасностью и т.д.
Специфика вневедомственного и ведомственного специализированного контроля
и надзора, во-первых, в том, что он не может вторгаться в производственно-
хозяйственную и финансовую деятельность подконтрольных объектов, во-вторых, в
том, что его субъекты наделены определенными административными полномочиями.
Субъекты отдельных видов данного контроля и надзора активно участвуют в
правотворчестве в сфере их контрольно-надзорной деятельности. В одних случаях
правотворчество заключается в установлении норм и правил, обязательных для
подконтрольных и поднадзорных объектов, в других — в участии в разработке такого
рода правил, подготовке и внесении на утверждение проектов правовых актов.
Для специализированного ведомственного контроля и надзора нехарактерны
полномочия по применению мер административного принуждения в узком смысле.
Ибо он тесно сопряжен с возможностью использования дисциплинарной власти
вышестоящих органов по отношению к конкретному кругу работников
подконтрольных или поднадзорных объектов.
7.3.4. Методы
Государственная политика общего перехода к рыночным отношениям
предопределила возрастающее значение методов управленческой деятельности,
ведущих к созданию организационных, правовых, экономических условий
деятельности предприятий, учреждений и организаций как субъектов таких отношений.
Данный тезис, хотя и в разной степени, относится к государственным и
негосударственным предприятиям и учреждениям.
В методах воздействия на органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации со стороны федеральных органов государственной власти прямое
юридически властное воздействие уступает оказанию помощи, методам согласований и
контроля исполнения федеральных правовых актов общего значения. Однако надо
иметь в виду, что государственное управление — юридически властная деятельность,
которой, в рамках, установленных законом, охватываются также органы управления
субъектов Российской Федерации, особенно по предметам и полномочиям совместного
ведения органов государственного управления Российской Федерации и ее субъектов
(государственная власть есть власть, она едина и об этом забывать не следует).
В практической деятельности органов государственной власти стали чаще
использоваться такие приемы как одобрение решений, инициатив, программ,
Hosted by uCoz