Navigation bar
  Print document Start Previous page
 362 of 467 
Next page End  

362
свал леса, строительство магистральных дорог). Соблюдение режима НПП
обеспечивается государственными инспекторами по их охране, которые вправе
приостанавливать противоречащую природоохранному законодательству и режиму
НПП деятельность граждан и должностных лиц, изымать у нарушителей продукцию и
орудия незаконного природопользования, составлять протоколы об административных
правонарушениях, доставлять нарушителей в милицию и т.д. Исполнительные органы
субъектов Российской Федерации вправе создавать государственные заповедники,
заказники.
8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и
охраны природных ресурсов
Природоохранное законодательство и иные правовые нормы, действующие в
данной сфере, выделяют полномочия соответствующих государственных органов по
осуществлению государственного экологического контроля, экологического
мониторинга и экологической экспертизы.
Государственный экологический контроль заключается в наблюдении за
состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием
хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований
природоохранных норм и правил. Следует учитывать, что по своей юридической
природе это —
административный контроль (надзор), так как его задачи и
соответствующие им полномочия практически реализуются исполнительными
органами и представляющими их должностными лицами.
Мониторинг
— наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в
связи с хозяйственной деятельностью. По своей сути он является элементом системы
государственного контроля в области использования и охраны природных ресурсов.
Государственная экологическая экспертиза
— специфический вид
экологического контроля. Цель экспертизы — проверка соответствия хозяйственной и
иной деятельности требованиям экологической безопасности. Экспертизе подлежат
проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, проекты
комплексных схем использования и охраны земельных, водных, лесных и других
природных ресурсов и т.д. Экспертное заключение содержит оценку объекта
экспертизы и вывод о допустимости и возможности его реализации. Отрицательное
решение влечет за собой доработку материалов по объекту и представление их на
повторную экспертизу. Положение о государственной экологической экспертизе
утверждено Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года.*
______________________
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993.
¹ 39. Ст.3621.
Экологические контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное
содержание государственной службы наблюдения за состоянием природной среды.
В связи с реорганизацией системы исполнительных органов, действующих в
сфере природопользования и охраны природных ресурсов, в настоящее время
названная государственная служба представлена преимущественно Министерством
природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом
Российской Федерации по охране окружающей среды.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет в
пределах своей компетенции государственный геологический контроль за
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и водных
объектов; ведет наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов;
обеспечивает контроль за исполнением недропользователями и водопользователями
условий лицензий и предотвращает самовольное пользование недрами и водными
Hosted by uCoz