Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 467 
Next page End  

48
Такова наиболее общая характеристика административно-правового отношения, в
которой выражено соотношение общего и особенного, родового и видового. Следует
выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и
способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений
от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу
административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их
возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика
административно-правового регулирования (императивность и односторонность
волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм,
т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод
административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых
различий между правовыми отношениями.
В чем особенности административно-правовых отношений?
Проблема этих отношений всегда была остро дискуссионной, причем переход
системы государственного управления к условиям рыночных отношений в еще
большей степени усиливает это ее качество (свобода производителя, рынок в его
подлинно экономическом смысле, механизм государственного регулирования в новых
условиях и т п ) Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа
административного права вообще, средств административно-правового регулирования
— в особенности. В силу этого важное значение приобретает выделение таких
элементов сущностной характеристики административно-правовых отношений, с
помощью которых возможно определение их реального места в системе правовых
отношений.
1. Широко распространено мнение, что административно-правовые отношения в
отличие от иных (прежде всего — гражданско-правовых) являются
властеотношениями, построенными на началах «власть подчинение». Для подобной
их оценки имеются определенные основания, однако буквальное истолкование
формулы «властеотношения» требует многих уточнений, разъяснений и дополнений.
В юридической теории и практике сложилось устойчивое представление о
властеотношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон.
Классическим примером отношений равенства сторон являются гражданско-правовые
отношения.
Стало почти аксиомным отнесение к числу гражданско-правовых любых
отношений, рассчитанных на единый правовой уровень их участников. Поэтому,
например, даже трудовые отношения, основанные на заключении трудового договора,
иногда характеризуются в качестве гражданско-правовых. Однако, нельзя
преобладание того или иного элемента метода правового регулирования общественных
отношений возводить в ранг основополагающего критерия, приемлемого для видовой
классификации всех возможных правовых отношений.
Нельзя также не учитывать, что право — особый регулятор общественных
отношений. В своем социальном и юридическом содержании оно достаточно четко
выражает властное начало. Действительно, ведь и гражданско-правовые отношения
возникают не сами по себе, а потому, что они узаконены, т.е. их возможность
предопределена нормами права.
Заключая гражданско-правовую сделку по собственному усмотрению и без
какого-либо приоритета по отношению друг к другу, лица действуют, тем не менее, под
регулирующим воздействием правовых норм. Следовательно, власть проявляет себя и в
данном случае, ибо она представляет собой способность или возможность побуждать
других действовать тем или иным способом, соответствующим интересам субъекта
власти. В приведенном примере таким субъектом является государство, а потому его
воля, выраженная в действующем законодательстве (в том числе и в гражданском),
юридически властна. Это означает, что в любом проявлении правового воздействия
Hosted by uCoz