Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 467 
Next page End  

51
Таким образом, общее неравенство и вытекающее из него «закононепослушание»
еще не позволяют получить ответ на основной вопрос:
в чем же особенности конкретных правовых отношений и прежде всего 
административно-правовых. В рамках общего правового неравенства следует выделять
его конкретные проявления либо те или иные варианты его трансформации в
юридическое равенство (нахождении на одинаковом правовом уровне).
Характер административно-правовых отношений как властеотношений
предопределяется доминирующим положением одной их стороны — субъекта
управления (управляющей стороны). В подобной полярности находит свое прямое
выражение властно-волевое начало, присущее любому виду социального управления,
но выражаемое по-разному.
Наиболее юридически отчетливо оно проявляется в сфере государственного
управления в его собственном (узком) смысле, т.е. там, где непосредственно
реализуются функции исполнительной власти или же в административно-правовых
отношениях. Именно поэтому они чаще всего и характеризуются в качестве
властеотношений, хотя фактически к ним и не сводятся.
3. Сфера государственного управления — управляемая сфера. В силу этого в
административно-правовых отношениях всегда находят свое выражение все основные
качества, присущие государственно-управленческой деятельности, а также интересы,
выражаемые в процессе практического осуществления этого вида государственной
деятельности. Фактически все, что специфично для исполнительной власти и ее
реализации, непременно находит, хотя и в различных вариациях, непосредственное
проявление в этих правоотношениях. Это очевидно, так как речь идет не об
обеспечении должной согласованности поведения людей и их объединений в любой
общности людей (например, семья, общественное движение и т.п.), а о
государственном характере подобной согласованности. Поэтому в административно-
правовых отношениях всегда в той или иной форме, в том или ином объеме должен
найти свое выражение публично-правовой, т.е. государственный интерес.
Административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих
целей и интересов государства.
Данный фактор в соответствующей степени выражен в содержании всех иных
правовых отношений. Но, во-первых, связь в них с интересами государства и его
управленческой деятельностью обнаруживается опосредствованно (например, в
финансовом праве через налоговые правоотношения, в гражданском — через частно-
правовые связи и т.п.). Во-вторых, эта связь нередко вообще не выдвигается на
заметные, тем более — на определяющие позиции, хотя в широком смысле она
подразумевается и здесь. Наиболее показательны в этом плане, например, гражданско-
правовые отношения. Сориентированные на чисто субъективные взаимоотношения
участников равноправных сделок, совершаемых по их усмотрению, эти отношения, тем
не менее, развиваются под общим регулятивным воздействием права, выражающим
также государственные интересы. Следовательно, и в подобных случаях налицо
определенное достижение общесоциальных целей государственного управления:
обеспечение должной согласованности и соответствия общегосударственным
интересам действий участников гражданско-правовых отношений.
Административно-правовые отношения в этом смысле — вне конкуренции ибо
они напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий
исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта
их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников
такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с
практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы
другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них
имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений.
Hosted by uCoz