Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 467 
Next page End  

52
Следовательно, определяющая черта административно-правовых отношений
состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере
государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления.
4. Сфера государственного управления есть та область деятельности государства,
в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо органами
государственного управления либо органами исполнительной власти. Это значит, что в
административно-правовых отношениях опосредствуется само государственное управ-
ление, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной
деятельности. Она не поглощается исключительно взаимодействием разноуровневых
субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и
нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется
в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же
чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, т.е. с
процессом реализации компетенции ее субъектов.
Соответственно разнообразные административно-правовые отношения возникают
не просто в сфере государственного управления (здесь могут возникать и гражданско-
правовые        отношения), границы, которой весьма широки, но и в связи или по
поводу осуществления полномочными субъектами исполнительной власти своей
управленческой компетенции. Именно таково, например, конкретное содержание
административно-правовых отношений между гражданами и органами управления.
Главное — выражение в этих отношениях публично-правового интереса. Но такого
рода отношения не могут возникать между гражданами, а также между
негосударственными объединениями и внутри них.
Данная особенность административно-правовых отношений объясняется тем, что
управленческая деятельность, составляющая основной объект административно-
правового регулирования, равно как и связанные с ней общественные отношения,
прямо и непосредственно выражают волю и интересы государства. Выразить их может
только такой субъект, который, во-первых, действует от имени государства, и, во-
вторых, является носителем соответствующих полномочий государственно-властного
характера. Поэтому в административно-правовых отношениях всегда одной из сторон
является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (в широком
смысле — государственного управления). Иначе говоря, несмотря на то, что в адми-
нистративно-правовых отношениях практически могут участвовать различные
стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода
отношения вообще не возникают. Следовательно, они возникают только при условии
обязательного участия в них соответствующего исполнительного органа (должностного
лица), представляющего публично-правовой интерес. В этом — прямое следствие
властной природы государственно-управленческой деятельности. Очевидно, что,
например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является
потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых
отношений.
Указанная особенность административно-правовых отношений выражает
качества, обнаруживаемые и в ряде иных правоотношений (например, финансово-
правовых, земельно-правовых, природоохранительных). В этом нет ничего необычного,
так как административные по своей сути правоотношения нередко обнаруживаются в
иных сферах государственной деятельности, а также в силу того, что названные
правоотношения фактически возникают непосредственно в процессе государственного
управления финансами, земельными ресурсами, природоохраной и т.п.
5. Административно-правовые отношения по своей сути являются
организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций
исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены прежде всего на
организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого
Hosted by uCoz