Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 467 
Next page End  

54
рамках которых полномочный исполнительный орган (должностное лицо) применяет
предусмотренные административно-правовой нормой меры дисциплинарной или
административной ответственности за совершение соответствующих проступков. Не
менее показательны случаи, когда вышестоящий орган управления дает обязательное
для нижестоящего органа предписание и т.п. Если для граждан вступление в конк-
ретное административное правоотношение, как правило, является возможностью
(имеется в виду проявление инициативы с их стороны), то сторона, представляющая
исполнительную власть, по закону обязана принимать необходимые меры по
обеспечению правового режима в сфере государственного управления, в том числе и
быть инициатором возникновения административных правоотношений (например,
контрольно-надзорные органы).
Значит ли это, что в административно-правовых отношениях всегда одна сторона
предписывает другой веления, обязательные к исполнению?
Положительный ответ на данный вопрос неизбежно приводит к необоснованному
выводу о том, что данный вид правовых отношений возникает только «по приказу», т.е.
в известной степени принудительно. Но такой ответ не может быть признан
правильным.
Во-первых, многие административно-правовые отношения возникают по
инициативе обеих сторон, либо по инициативе одной стороны, не являющейся
субъектом юридически-властных полномочий, либо по инициативе третьих лиц. Какой-
либо элемент «приказа» практически отсутствует.
Во-вторых, если административно-правовое отношение возникает по инициативе,
например, гражданина, то соответствующий исполнительный орган (должностное
лицо), наделенный властными полномочиями, не использует их в интересах
«подчинения» инициатора. Наоборот, у него возникают определенные юридические
обязанности перед гражданином. Последний вправе предъявить органу те или иные
юридические требования. Если взять за основу пример с подачей гражданином жалобы,
то налицо такая взаимосвязь, в рамках которой только одна сторона (в данном случае
— орган управления) полномочна разрешить жалобу.
Если же гражданин совершает административное правонарушение, то ситуация
меняется. Следствием совершенного является, действительно, прямое принудительно-
властное воздействие на гражданина со стороны полномочного субъекта. При этом
данный субъект действует не в силу своего желания или нежелания, а в соответствии с
требованиями административно-правовых норм. В результате — односторонний
порядок возникновения административно-правового отношения: инициатива его
возникновения фактически не зависит от положения, занимаемого той или иной
стороной. При этом исключается возможность договорных  соглашений типа
гражданско-правовых.
Однако определенный элемент соглашения сторон вовсе не исключается при
возникновении административных правоотношений. 
И органы управления, и граждане, и иные участники административно-правовых
отношений — активные волеизъявители, но только в процессе возникновения этих
отношений. Так, заявление гражданина, адресованное органу управления, порождает
правоотношение, равно как и обязательное предписание такого органа, адресованное
гражданину. Но это — чисто внешнее совпадение. Внутреннее же содержание
административно-правовых отношений таково, что в любом случае проявляется
присущее административно-правовому регулированию юридическое неравенство
сторон. Соответственно, например, решение по заявлению или жалобе гражданина, по
возложению на него тех или иных юридических обязанностей всегда носит характер
одностороннего властного волеизъявления, неравнозначного волеизъявлению
гражданина. Подобная юридическая позиция достаточно четко выражается во всех
случаях возникновения административно-правовых отношений: когда они возникают
Hosted by uCoz