Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 467 
Next page End  

63
2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного
права. Основы их административно-правового статуса
Гражданин — приоритетный субъект административного права. Ибо в структуре
публичного интереса, выражаемого данной отраслью публичного права, стержневым
является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются судом (ст. 18 Конституции РФ).
Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу
государственной службы, получивший специальное закрепление в Федеральном законе
от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации».* С
точки зрения этой концепции административное право должно быть нацелено на
осуществление прав и свобод граждан и всемерное укрепление их административно-
правовых гарантий.
_____________________
*  Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. ¹ 31. Ст. 2290.
Поэтому ошибочным будет признание основным субъектом административного
права органов государственного управления и местного самоуправления, поскольку это
не только не согласуется с действующим законодательством, но и порочно в
мировоззренческом и методологическом отношениях.
Государство может быть сильным, а его управление эффективным, если оно
имеет социальным фундаментом доверие граждан, их заинтересованность в
государственных делах. Административное право должно содействовать
осуществлению формулы: обеспечение интересов государства через интересы каждого
гражданина и общества в целом. Надо признать, что государство существует для
гражданина, общества, а не наоборот.
Следует также отметить, что предпочтение интересов органов управления
интересам гражданина логически может привести к ложному выводу, что
административное право — это право администрации, к игнорированию
представительно-обязывающего характера его норм, регулирующих отношения с
участием граждан. Подобный вывод все настойчивее опровергается судебной властью,
подтверждающей права и свободы граждан в сфере государственного управления.
Сказанное, безусловно, имеет значение, но лишь в качестве общего
мировоззренческого контура, который важен в частности для создания наиболее
благоприятных организационно-правовых условий осуществления прав и свобод
граждан. Практическая потребность в этом злободневна. За фактами частых нарушений
прав и свобод граждан (задолженность по зарплате, самоуправства в сфере обслужи-
вания и т.д.) стоит 
более общая проблема прав гражданина и прав власти — вопреки Конституции
РФ на практике имеет место ущемление интересов граждан в пользу органов
управления, в пользу власти.
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет
важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного
Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР от 28 ноября 1991 года «О
гражданстве РСФСР»*, другими законодательными актами Российской Федерации и ее
субъектов. Принципиальные аспекты гражданства регламентируются Положением о
порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным
Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года в редакции Указа
Президента Российской Федерации от 27 декабря 1993 года.**
_________________________
Hosted by uCoz