Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 467 
Next page End  

66
иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с
момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание на-
званной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм
административного права, В основных чертах они закреплены в Конституции
Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации изданы
многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов Российской федерации,
регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения
граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в
области Защиты Отечества детализируются в Законе Российской Федерации от 11
февраля 1993 года «О воинской обязанности и воинской службе».*
________________
* Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного
Совета Российской федерации. 1993. ¹ 9. Ст. 325.
Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. Запрещает любые формы ограничения граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности.
Декларированный в Конституции принцип равенства «привязан» к разного рода
факторам, могущим быть сведенными в следующие группы. Во-первых, факторы
биологического и физиологического свойства (раса, национальность, язык, пол); во-
вторых, факторы, относящиеся к убеждениям, мировоззрению человека и гражданина
(отношение к религии, убеждения); в-третьих, факторы, относящиеся к
происхождению; в-четвертых, факторы, указывающие на социальное положение
человека и гражданина (имущественное и должностное положение, место жительства,
принадлежность к общественным объединениям).
Кроме последней группы, все другие факторы не зависят от человека и
гражданина, поскольку они не могут их изменить. Применительно к ним принцип
равноправия в сфере функционирования исполнительной власти осуществляется в
основном достаточно последовательно. Изъятия, особенно в повседневной жизни,
встречаются лишь в отношении пола. Так, составляя большинство населения, женщины
сравнительно мало представлены в органах государственной власти.
Больше всего принцип равенства отдален от факторов четвертой группы (это
характерно не только для России, но и других стран). Применительно к ним данный
принцип во многом декларативен. В нем, как и в закреплении многих конституционных
прав, выражен недостижимый идеал, в стремлении к которому может смягчиться
фактическое неравенство в конкретно-исторических условиях. Признавая этот идеал,
мы, тем самым, создаем концептуальные предпосылки для того, чтобы в
государственной деятельности правильно расставить акценты на ее приоритетах в
пользу справедливости.       
Известно, что в российском обществе многие категории граждан имеют
узаконенные различия в административно-правовом статус. Но наличие граждан с
особым, в частности административно-правовым статусом, отрицает концепцию
равенства всех в контексте административного права. А в более широком плане — и
идею равенства всех перед законом в конкретный момент.
В реальной жизни равноправие, даже при самом тщательном его закреплении в
Конституции, не может исключить особого административно-правового Статуса.
Сейчас его имеют переселенцы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды,
Герои Российской Федерации и т.д.
Hosted by uCoz