Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 467 
Next page End  

81
Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской
Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской федерации, которое было
вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на
территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия
или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности,
вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе
или политических убеждений (ст. 1 Закона о беженцах). Беженцами и вынужденными
переселенцами не могут быть лица, совершившие преступление против мира,
человечности и другое тяжкое умышленное преступление против мира, человечества и
другое тяжкое умышленное преступление.
Предусматривая государственно-правовые институты обеспечения прав и свобод
граждан, Конституция Российской Федерации закрепляет право человека и гражданина
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом,
например, объявление забастовок, в форме обращений в официальные инстанции т.д.
Гражданин имеет право на необходимую оборону.
2.1.4. Обращения граждан
Законодательство советского периода уделяло значительное внимание механизму
реализации обращений граждан. В частности, 12 апреля 1968 года издан Указ
Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан», которому была придана сила закона. В редакции Указа
Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года* он до сих пор действует
на территории Российской Федерации в части, не противоречащей ее законодательству
— Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 27 апреля
1993 года «Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан»** и некоторых других нормативных актов, устанавливающих особый
порядок обжалования решений и действий по специфическим вопросам.
_______________________
*   Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. ¹ 11. Ст. 192.
**Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховной
Совета Российской Федерации. 1993. ¹ 19. Ст. 685; Собрание законодательств
Российской Федерации. 1995. ¹51. Ст. 4970.
Конституция СССР 1978 года и принятые в соответствии с ней Конституции
союзных республик возвели право жалобы граждан в конституционный ранг.
В действующей Конституции Российской Федерации осуществлен несколько
иной подход. Здесь закрепляется право граждан обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления.     Эта    формула является более широкой, чем это вытекает
из упомянутого Указа от 12 апреля 1968 года и включает в себя право жалобы граждан.
По Конституции Российской Федерации гражданин может обратиться в
государственные органы   и    органы местного самоуправления не только с
предложениями, заявлениями    и     жалобами, но       и по другим вопросам, например,
за     получением       законным способом необходимой ему информации, справок,
копий документов.
Однако     порядок осуществления данного права еще недостаточна полно
урегулирован    российским    законодательством. Необходимость законодательного
акта  по   этому   вопросу диктуется    уже потребностью определить   права   и
обязанности    соответствующих   органов,    процедуры    рассмотрения   обращений.  
Как отмечено, Указ от 12 апреля 1968 года регламентирует лишь разрешение
предложений, заявлений и жалоб, причем без учета происшедших в России социально-
экономических и правовых изменений.
Hosted by uCoz