Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 467 
Next page End  

96
В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых,
компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними
определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих
разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее
субъектами; во-вторых. Конституция Российской Федерации регламентирует
соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов. В
главном концепция сводится к тому, что законные акты федеральных органов
исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской
Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти; в-
третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации становится административный договор. Он
используется в качестве элемента механизма реализации принципа федерализма
прежде всего в' сфере функционирования исполнительной власти. Федеральные органы
исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий,
если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным
законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по
соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут
передавать им осуществление части своих полномочий (ст. 78 Конституции Российской
Федерации).
Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом
федерализма, но нетождествен ему. Нетождествен потому, что сочетание этих его
элементов может иметь место на  различных уровнях и не обязательно сопутствует
только федеративному государственному устройству.
Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей
системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой
системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении
федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное
осуществление исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных
органов и органов субъектов Российской Федерации в пределах, определенных
законодательством. В общегосударственном масштабе более высокая степень
централизации проявляется по предметам ведения Российской Федерации, она
несколько ослабляется в отношении предметов совместного ведения. За пределами
этих видов ведения, как известно, субъекты Российской Федерации обладают всей
полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции Российской Федерации). В
последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении
исполнительной власти определяется самими субъектами Российской Федерации.          
Следует иметь в виду, что одно из трудно преодолимых, требующих к себе
постоянного внимания, противоречий в функционировании исполнительной власти
связано со сферой совместного ведения Российской Федерации и се субъектов. Данное
противоречие не может быть разрешено однажды и навсегда. Постоянной должна быть
задача его ослабления и учета в правотворчестве и правоприменении. Это тем более
важно, что совместное ведение не означает, что по образующим его вопросам
принимаются совместные решения органами исполнительной власти Российской
федерации и ее субъектов. Напротив, по общему правилу, решения на
соответствующих уровнях принимаются органами в соответствии с законодательством,
но самостоятельно.
Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и
полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он (они) должен
Hosted by uCoz