Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 427 
Next page End  

138
во. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса
различных идеологий, той «золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремиться еще
древние
мудрецы.
Именно через право (а точнее, через такую его форму, как закон)
предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные инте-
ресы, именно право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиоз-
ных норм и т.п.), носило формально определенный (письменный) характер и могло детально рег-
ламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль со стороны общества за
деятельностью чиновников. Все эти качества послужили той объективной основой, которая позво-
лила использовать право в виде своеобразного «лекарства» от злоупотреблений властью со сторо-
ны государства.
Идея утверждения права в общественной жизни родилась в тот период истории человечест-
ва, когда начали возникать первые государства. Древнейшие памятники письменности отразили
процесс имущественного и социального расслоения первобытных коллективов и возросшую
вследствие этого потребность в нормативно-властном упорядочении общественных отношений.
Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что са-
мо его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших начало
правовой регламентации механизма государственного управления. С момента своего возникнове-
ния право, таким обра-
Подробнее об этом см.: Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания.М,1989.
зом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и
средством обеспечения нормального функционирования государственной власти. Для того чтобы
упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституиро-.
вать себя законодательным путем.
Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установле-
ния взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем
ключе углублявшихся представлений о праве и государстве сравнительно рано сформировалась
идея о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жиз-
ни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной си-
лой (то есть общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия
и т.д.), признающая право, упорядоченная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одно-
временно, – справедливой (то есть соответствующей праву) государственной властью. Такое по-
нимание государства как правовой организации публично-властной силы является основной идеей
правовой государственности².
Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и
находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы,
я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги».
Аналогичные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места
(какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми...» Согласно
Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой
согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необхо-
димым конституирующим источником государственности вообще.
Идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для
той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становле-
нии концепции правового государства во времена античности – значит делать очень большое до-
пущение...»•. Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели
шансов получить последова-
* См.; Воротшии Е.А. Идеи правового государства и истории политической мысли // Политология: Курс лекций. М., 1993. С. 33-ЗА.
2
См.: Иерсесянц К.С. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность // Социалистическое правовое государ-
ство: концепция и пути реализации. М., 1990. С. 7.
3
Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996. С. 28.
тельного обоснования. Существовавшая в те времена действительность не могла еще дать
необходимой информации.
В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформ-
лены гораздо позже – в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского дес-
потизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на
Hosted by uCoz