Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 427 
Next page End  

247
Вместе с тем между юридическое процедурой и судебным процессом есть принципиальные
различия. Судопроизводство – это установленный законом порядок деятельности суда и участни-
ков процесса, правовая форма судебной юрисдикции по применению санкций соответствующих
юридических норм для защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для
раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления конституцион-
ного контроля за нормативными актами и правоприменительной практикой. Через судопроизвод-
ства процессуальными средствами осуществляется судебная власть.
Согласно статье 117 Конституции РФ, в России в настоящее время признаны четыре судо-
производства (судебных процессов): гражданский, уголовный, административный и конституци-
онный. Из них реально функционируют гражданский и уголовный процессы. Это традиционные
формы осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам. Процессуально-правовой
регламент их закреплен в Гражданском процессуальном кодексе и Уголовном процессуальном ко-
дексе.
Административное судопроизводство пока еще не выделилось из гражданского процесса,
хотя определенные предпосылки для этого есть. В настоящее время административное судопроиз-
водство регулируется главами 22–25 Гражданского процессуального кодекса (ГПК).
Конституционное судопроизводство находится в стадии правового формирования, поисков
оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.
Процедуры применяются во внесудебных неюрисдикционных производствах: в законо-
творчестве, выборах депутатов, назначении на должность граждан, образовании новых юридиче-
ских лиц, осуществлении прав и добровольном выполнении обязанностей. В большинстве случаев
для этого достаточно реализации только диспозиций, но не санкций соответствующих норм права.
Процедурные правила в первую очередь обращены к органам и учреждениям представительной и
исполнительной власти.
Если процедура – организующее средство обеспечения нормальной (непринудительной)
реализации права, она непременно включает-
ся в материальное право в виде отдельных статей, совокупности статей или даже разделов
кодексов. Например, статьи о рассмотрении трудовых споров в Кодексе законов о труде, статьи об
обеспечении граждан жилыми помещениями в домах жилищно-строительной кооперации в Жи-
лищном кодексе, статьи о заключении и прекращении брака в Семейном кодексе.
Нередко процедурные правила составляют самостоятельный нормативный акт. Например,
Положение о претензионном порядке урегулирования споров, Правила возмещения работодателя-
ми вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным по-
вреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, Правила бытового
обслуживания населения, Инструкция о порядке приемки продукции (товаров) по количеству и
качеству и др.
При всем разнообразии юридических процедур они всегда – составная часть гражданского,
семейного, трудового, жилищного и другого права. Они закреплены материально-правовыми нор-
мами в отличие от судебных процессов, каждому из которых должна соответствовать процессу-
альная отрасль права. Нормативные акты процедурного, характера обязательны в российском за-
конодательстве – без них невозможно нормальное функционирование как отдельных правовых
институтов, отраслей права, так и всего права России.
Роль процедурных и процессуальных норм в современном государстве резко возрастает –
правовой режим в нашей стране должен прежде всего определяться технологией реализации юри-
дических предписаний. В нашем государстве важнее определиться не в том, что нужно делать, а в
том, каким образом это делать (В.М. Горшенев). Ответ на этот вопрос и должна дать конструкция
юридического процесса, объединяющая различные правовые процедуры и судопроизводства.
5. ДЕМОКРАТИЯ, ПРАВО, ПРОЦЕДУРА (А. С. МОРДОВЕЦ)
Демократия, право, процедура – универсальные социальные ценности, тесно взаимосвязан-
ные между собой. Демократия как форма правления политической и социальной организации об-
щества, государства и власти не может пользоваться доверием общества, если не будет действо-
вать в рамках права, закона.
Конституция является политико-правовой формой выражения демократии. В ней конкрети-
зируется вся совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод, закрепляется
достигнутый в обществе масштаб свободы человеческой личности, систем гарантий
Hosted by uCoz