Navigation bar
  Print document Start Previous page
 315 of 427 
Next page End  

315
зей в определенных масштабных границах, это – «фотография» правопорядка.
Динамические и временные параметры показывают, что отношения и связи – не застывшая
категория, а находится в развитии и имеет временное пределы. Они постоянно изменяются, возни-
кают и прекра-
щаются, уступая место новым. Необходимым условием развития является последователь-
ность, очередность, этапность. Каждый элемент имеет свои параметры. Несмотря на разнохарак-
терность названных элементов, они сводятся в единую целостную систему с определенными свой-
ствами. Например, законодательный порядок, порядок выборов, порядок наследования, регистра-
ции и расторжения брака, трудоустройства и т.п. Во всех этих юридических процессах просматри-
ваются субъекты и отношения, их свойства, а также процедура, движение и развитие.
3. Атрибутивные элементы правопорядка проявляются во многом, но прежде всего в упо-
рядоченности элементов структуры. Здесь регулируется все: участники и их отношения, связи и
свойства; методы воздействия на отношения и поведение людей, процедуры и процессы возник-
новения и развития элементов. Вводится многогранная и разносторонняя правовая регламентация.
Очень часто атрибутивные элементы закрепляются в правовых актах, которые называются распо-
рядком, регламентом, процессом, протоколом и т.п. Такая многосторонняя урегулированность ве-
дет к устойчивости и стабильности, что характеризует правопорядок как монолитное образование.
Реальная жизнь и социальные отношения находят свое отражение в системе права, оформ-
ленных институтах, подотраслях и отраслях права. Они состоят из образцов – правовых нормати-
вов, которые, реализуясь, упорядочивают реальные процессы. Правовая нормативность активно
воздействует на социальную нормативность определенных жизненных сфер, создавая своеобраз-
ный распорядок, который в свою очередь влияет на процессы возникновения, изменения и пре-
кращения отношений субъектов, свойств, определяет четкую программу развития, решения жиз-
ненных ситуаций, разрешения конфликтов, использования правовых методов, восстановление на-
рушенного права. Например, правила внутреннего распорядка, трудовой распорядок, регламент
работы парламента, судебный порядок, расписание движения транспорта и т.д. Все это – разные
уровни правовой упорядоченности.
Акты, регламентирующие процессы и развитие, различны по своему содержанию и форме.
Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитан-
ными на постоянное или длительное действие и кратковременными, разовыми. Это – законы и
нормативные акты отраслевого процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые
обычаи и традиции, протоколы и т.п. Их можно систематизировать и классифицировать, но они
все имеют юридическую форму, высокую степень формализованное™, нормативность регулиро-
вания, иерархическую соподчиненность, обладают юридической силой, отвечают требованиям за-
конности и обоснованности.
3. УРОВНИ УПОРЯДОЧЕННОСТИ И ФУНКЦИИ ПРАВОПОРЯДКА
В правопорядке существуют различные уровни упорядоченности, совокупное единство ко-
торых дает целостное образование. Но каждый из уровней имеет свою упорядоченность: сложную,
разветвленную или простую, элементарную. В первых случаях необходимы подробные регламен-
тации, как это наблюдается в гражданском и уголовном процессах; в административных, трудовых
и других отношениях – упрощенные варианты.
Порядок уровня зависит от характера и содержания правовых институтов. Сложные инсти-
туты, такие как избирательная система, судопроизводство, расследование, право собственности и
др., требуют детальной регламентации процесса; другие – большинство институтов администра-
тивного, гражданского, семейного, финансового права – имеют упрощенную процедуру; элемен-
тарная упорядоченность – это, например, взыскание штрафа за нарушение правил уличного дви-
жения и т.д.
В данной ситуации речь идет об упорядочении на уровне отраслей права в процессе их реа-
лизации, на уровне правовых институтов и норм права. Каждая отрасль и каждый институт долж-
ны иметь свою процедуру реализации. Именно в таком ракурсе говорят о конституционном по-
рядке, о гражданском и уголовном процессах, финансовом порядке или порядке наследования,
усыновления, обжалования незаконных решений; конкурсном избирательном порядке и т.п.
При регулировании общественных отношений нормы материального и процессуального
права «работают» в единстве, определяя структурный и процедурный состав упорядоченности.
Поэтому, если вновь принятый закон не имеет процедуры реализации, он повисает в воздухе и не
Hosted by uCoz