Navigation bar
  Print document Start Previous page
 347 of 427 
Next page End  

347
стояниях, когда явления культуры получают независимую от человеческого организма объективи-
зацию.
Данные срезы, охватывая собой всевозможные проявления культуры, в реальных процессах
функционирования и развития характеризуются органической взаимосвязью и взаимопереходами
и, безусловно, должны учитываться при моделировании правовой культуры и определении ее
функций.
Имея в виду общенаучные требования к построению теории правовой культуры, нельзя, ра-
зумеется, обойтись и без аксиологического анализа. Подход к пониманию правовой культуры
лишь через призму аксиологической направленности составляющих ее элементов не позволяет
создать прочный теоретический фундамент правовой культурологии хотя бы потому, что свойст-
ва, благодаря которым выделяется класс объектов изучения, имеют субъективный характер, так
как непосредственно сопряжены с ценностными установками познающих субъектов.
Но и без аксиологического подхода нельзя правильно определить понятие правовой куль-
туры. После анализа и отбора явлений, относимых к сфере правовой культуры, познания законов
функционирования и совершенствования данного класса явлений, обязательно нужен ак-
сиологический анализ. Только с его помощью можно дать объективную оценку каждого элемента
правовой культуры, определить его общественно-историческую значимость.
Если исходить из отмеченных выше предпосылок, учитывая принципы формирования тео-
рии правовой культуры, и не упускать из виду существующие подходы ученых-юристов к иссле-
дованию изучаемого понятия, то можно сделать вывод о необходимости системного использова-
ния имеющихся в правовой культурологии достижений. Лишь в этом случае обнаружится все бо-
гатство, жизненность и сила высшей абстракции в области теории правовой культуры, а именно
понимание последней как результата и средства развития такого субъекта права, как человек.
Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как
качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по
различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культу-
ры материала необходимо прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение
проблемы. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго опреде-
ленный критерий в понимании данной разновидности культуры.
Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в обеспечении
становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь обратить внимание на функ-
ционально-содержательный аспект правовой культуры. Здесь правовая культура общества пред-
стает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосоз-
нания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все
ценности, которые созданы людьми в области права.
По существу, это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в
ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники
и практики. Ее элементами выступают составляющие позитивную правовую реальность обстоя-
тельства. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и право-
порядок, законотворческую и правоп-рименительную, а также иную правовую деятельность, всю
позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных час-
тей.
Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направ-
ленности этой деятельности и передового мышления. Она выступает как социальное явление,
имеющее ярко выраженную цель и охватывающее всю совокупность важнейших ценностных
компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии.
При этом важно сделать акцент на назначение юридических средств – прогрессивное раз-
витие личности и общества. Правовая культура в полной мере может быть понята лишь в общем
контексте социального прогресса. Подлинная правовая культура безжизненна без преемственно-
сти всего лучшего из прошлой истории и без перспективного значения ее функционирования в на-
стоящем. Без того и другого смысл данной категории оказывается выхолощенным.
Понятие правовая культура общества» характеризует более всего ценностный срез право-
вой реальности, уровень ее поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилиза-
ции. Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности лично-
сти, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, «обязует»
Hosted by uCoz